Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. 1. Рабочая программа дисциплины «Менеджмент»
Содержание
1. Рабочая программа дисциплины «Менеджмент». 4
2. Практикум по дисциплине «Менеджмент». 57
3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов 81
4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.. 90
5. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие) 91
6. Вопросы для подготовки к экзамену.. 105
7. Краткий курс лекций.. 106
8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой 156
9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.. 158
1. Рабочая программа дисциплины «Менеджмент»
Цели освоения дисциплины
Цель и задачи дисциплины «Менеджмент» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100 ¾ «Экономика».
Целью курса «Менеджмент» является получение студентами знаний, умений и представлений в области менеджмента, включая методологические основы и закономерности менеджмента, функции, методы, организационные структуры, организацию процессов, технику и технологию менеджмента в условиях рыночной экономики.
Информация, содержащаяся в данном учебного пособии, поможет получить системные знания и практические навыки, наличие которых позволит решить следующие задачи:
· Исследовать тенденции в области управления предприятиями;
· Учитывать в управленческой деятельности спрос потребности рынка, запросы конкретных потребителей, получать оптимальные результаты с минимальными затратами;
· Корректировать цели и программы действий организаций в зависимости от состояния рынка;
· Создать конкурентоспособную продукцию или услуги;
· Выявлять особенности и проблемы управления предприятиями.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Менеджмент» относится к базовым дисциплинам профессионального цикла. Данная дисциплина предшествует следующим дисциплинам:
- Экономика и управление малым бизнесом;
- Экономика недвижимости;
- Экономический и финансовый анализ;
- Внешнеэкономическая деятельность;
- Теория отраслевых рынков;
- Основы финансовых вычислений.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
б) профессиональными компетенциями (ПК):
расчетно-экономическая деятельность
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
педагогическая деятельность
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
-о менеджменте как особом виде деятельности;
- о роли и месте менеджмента в области государственного управления
и экономических отношений.
знать:
- основные функции менеджмента;
- основы лидерства и руководства, использование в руководстве различных стилей управления;
- сущность власти и способы влияния на подчиненных;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- информационное обеспечение менеджмента;
- формы делового общения в коллективе;
- методы управления конфликтами;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
уметь:
- применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
- устанавливать, формулировать цели на будущую перспективу с учетом анализа различных факторов;
- выбирать стратегию развития предприятия и обосновывать свой выбор;
- строить организационную структуру фирмы с учетом поставленных целей;
- делегировать полномочия;
- проектировать систему мотивационных воздействий;
- организовывать эффективную систему контроля на предприятии;
- использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности;
- принимать эффективные решения;
- использовать различные методы управления адекватные конкретной ситуации.
владеть:
- специальной экономической терминологией и лексикой специальности;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями;
- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
- методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления.
Структура и содержание дисциплины
Изучение курса «Менеджмент» предусматривает 2 зачетные единицы (72 часа) для полной очной формы обучения, соотнесенные с общими целями ГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика».
Таблица 1.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 1,33 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0,89 | |
Практические занятия | 0,44 | |
Самостоятельная работа (всего) | 2,22 | |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 0,55 | |
Подготовка контрольных работ | - | - |
Подготовка курсовых проектов (работ) | - | - |
Изучение тем лекций | 0,55 | |
Подготовка к рубежному контролю | 0,55 | |
Подготовка к промежуточной аттестации (зачету) | 0,55 | |
Контроль (всего) | 0,44 | |
В том числе | ||
Входной, текущий, рубежный | 0,22 | |
Промежуточная аттестация (зачет) | 0,22 |
Форма организации учебного процесса по данной дисциплине предусматривает сочетание лекционных и семинарских занятий с самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокую проработку актуальных вопросов, включенных в тематический план по данной дисциплине при подготовке к семинарским и практическим занятиям.
К формам контроля отнесены: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, зачет.
Все вышеизложенное дает студентам возможность освоить методологические и организационные вопросы менеджмента.
Таблица 2.
Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ | Зачетные единицы/ академические часы | ||||
Всего | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | Контроль (входной текущий, рубежный) | ||
1. | Модуль 1. Основы управленческой деятельности | 2/72 | 0,44/16 | 0,22/8 | 1,11/40 | 0,22/8 |
2. 1 | Тема 1.1. Введение в менеджмент | - | - | |||
3. 2 | Тема 1.2. Функции менеджмента: Планирование | |||||
4. 3 | Тема 1.3. Функции менеджмента: Организация. Делегирование полномочий | |||||
5. 4 | Тема 1.4. Функции менеджмента: Мотивация | |||||
6. 5 | Тема 1.5. Функции менеджмента: Контроль | |||||
7. | Модуль 2. Управление организацией как социальной системой | 2/72 | 0,44/16 | 0,22/8 | 1,11/40 | 0,22/8 |
8. 1 | Тема 2.1. Лидерство. Руководство. Власть | 1,6 | ||||
9. 1 | Тема 2.2. Стили руководства | 1,6 | ||||
10. 1 | Тема 2.3. Методы менеджмента | 1,6 | ||||
11. 7 | Тема 2.4. Принятие решений | 1,6 | ||||
12. 8 | Тема 2.5. Деловое общение | 1,6 | ||||
13. | Всего | 4/144 | 0,5/18 | 0,5/18 | 1/36 | 0,4/14,4 |
Таблица 3.
Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ | ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ |
1. | Модуль 1. Основы управленческой деятельности | |
2. | Тема 1.1. Введение в менеджмент | Понятие «управление». Особенности современного менеджмента, его роль и эффективность. Характеристики подходов, наиболее часто используемых менеджерами (процессного, системного, ситуационного и др.) Связь современных подходов со школами менеджмента. Опыт менеджмента за рубежом. |
3. | Тема 1.2. Функции менеджмента: Планирование | Сущность и виды планирования. Модель стратегического планирования, миссия организации, выбор и обоснование целей организации, SWOT-анализ, стратегические альтернативы, стоящие перед организацией, планирование реализации стратегии, оценка выбранной стратегии. |
4. | Тема 1.3. Функции менеджмента: Организация. Делегирование полномочий | Организация как функция управления. Разработка структуры организации. Департаментализация организации. Виды организационных структур: бюрократические и адаптивные организационные структуры. Основные характеристики организационных структур. Делегирование организационных полномочий, принципы делегирования полномочий. |
5. | Тема 1.4. Функции менеджмента: Мотивация | Мотивация как одна из функций менеджмента. Эволюция понимания проблемы мотивации. Потребность, вознаграждение, ценность вознаграждения. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента. |
6. | Тема 1.5. Функции менеджмента: Контроль | Контроль – одна из основных функций менеджмента. Сущность, виды, этапы, требования-критерии контроля. Поведенческие аспекты контроля. |
7. | Модуль 2. Управление организацией как социальной системой | |
8. | Тема 2.1. Лидерство. Руководство. Власть | Понятие лидерства, руководства и власти. Природа лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Виды власти. Способы влияния на подчиненных. Способы разделения власти. |
9. | Тема 2.2. Стили руководства | Понятие стиль руководства. Теория X, Теория Y. Стили руководства, авторитарный, демократический и либеральный стили. «Одномерные» и «Многомерные» стили управления. |
10. | Тема 2.3. Методы менеджмента | Понятие и классификация методов менеджмента, организационно-административные, экономические, социально-психологические методы управления. Самоуправление. |
11. | Тема 2.4. Принятие решений | Содержание и виды управленческих решений, процесс и методы принятия решений. Условия эффективности управленческих решений. |
12. | Тема 2.5. Деловое общение | Коммуникации как связующие процесса управления, психология делового общения, деловой этикет, формы делового общения. |
Таблица 4.
Соответствие содержания требуемым результатам обучения
№ п/п | РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | Учебно-образовательные модули | |
Модуль 1 | Модуль 2 | ||
1. | Знания: | ||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 | - основные функции менеджмента; - основы лидерства и руководства, использование в руководстве различных стилей управления; - сущность власти и способы влияния на подчиненных; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - информационное обеспечение менеджмента; - формы делового общения в коллективе; - методы управления конфликтами; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | + + + | + + + + + + |
2. | Умения: | ||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 | - применять в профессиональной деятельности приемы делового общения; - устанавливать, формулировать цели на будущую перспективу с учетом анализа различных факторов; - выбирать стратегию развития предприятия и обосновывать свой выбор; - строить организационную структуру фирмы с учетом поставленных целей; - делегировать полномочия; - проектировать систему мотивационных воздействий; - организовывать эффективную систему контроля на предприятии; - использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности; - принимать эффективные решения; - использовать различные методы управления адекватные конкретной ситуации. | + + + + + + | + + + + + |
3. | Владение: | ||
3.1 3.2 3.3 3.4 | - специальной экономической терминологией и лексикой специальности; - навыками самостоятельного овладения новыми знаниями; - навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности; - методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления. | + + + | + + + + |
Профессиональные компетенции: | |||
расчетно-экономическая деятельность - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); - способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); аналитическая, научно-исследовательская деятельность - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); организационно-управленческая деятельность - способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); - способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13); педагогическая деятельность - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14); - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15). | + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + |
Таблица 5.
Практические занятия
№ п/п | Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия | Перечень практических занятий | Часы | |
1. 1 | Модуль 1. Основы управленческой деятельности | 0,22/8 | ||
2. | Цель: Научиться грамотно формулировать цели, проводить SWOT-анализ на примере конкретного предприятия, а также обосновывать выбор стратегической альтернативы. | 1. Функция менеджмента: Планирование | ||
3. | Цель: Научится проектировать организационную структуру предприятия, исходя из поставленных целей, а также распределять полномочия между уровнями управления и функциональными подразделениями. | 2. Функция менеджмента: Организация. Делегирование полномочий. | ||
4. | Цель: научиться на практике применять выводы различных теорий мотивации, а также формулировать ценное вознаграждение, соответствующее результатам труда и потребностям сотрудников. | 3. Функция менеджмента: Мотивация | ||
5. | Цель: приобрести навыки разработки критериев контроля, соответствующих специфике деятельности предприятия. | 4. Функция менеджмента: Контроль | ||
6. | Модуль 2. Управление организацией как социальной системой | 0,22/8 | ||
7. | Цель: на конкретных ситуациях приобрести навыки решения конфликтных ситуаций, а также способы влияния на подчиненных | 1. Лидерство. Руководство. Власть | ||
8. | Цель: отработать навыки использования на практике применения инструментов различных стилей руководства | 2. Стили руководства | ||
9. | Цель: научиться оценивать ситуации выбирать наиболее эффективный метод управления, а также применять инструменты соответствующие данным управленческим методам. | 3. Методы менеджмента | ||
10. | Цель: научиться принимать эффективные управленческие решения в условиях полной или неполной информированности, а также оценивать возможные последствия принятых решений. | 4. Принятие решений | ||
11. | Цель: приобрести навыки делового общения и устной речи. | 5. Деловое общение | ||
12. | Всего часов | 0,44/16 |
Таблица 6