Экономические потребности и экономические ресурсы.
Лекция 1. Базовые экономические понятия. Предмет и методология микроэкономического анализа.
Экономические потребности и экономические ресурсы.
Объектом изучения экономической теории является экономика. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и позднее Аристотелем. В переводе с греческого он означает дословно «искусство ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – знаю, закон). Но с течением времени смысл слов меняется. Рождение современной экономики можно датировать 1776 годом, когда Адам Смит опубликовал свой классический труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором сформулировал основные принципы рыночной экономики.
В современных условиях слово «экономика» имеет по меньшей мере три значения:
1) экономика как система (экономическая система), как совокупность производственных отношений общества, его экономический базис;
2) экономика в смысле народного хозяйства страны, группы стран, всего мира;
3) экономика как научная дисциплина, экономическая теория.
Когда мы констатируем, что экономика страны находится на подъеме или в состоянии кризиса, мы характеризуем ситуацию в народном хозяйстве. Если же говорим, что изучение экономики помогает понять поведение бизнеса, домашних хозяйств и правительства, то имеем в виду экономическую науку.
Термин «рыночная экономика» означает как систему производственных отношений и рыночных механизмов их реализации, так и организационную структуру народного хозяйства. Экономика как наука не может быть ни рыночной, ни плановой, хотя предметом ее изучения могут являться движущие силы и механизмы функционирования как той, так и другой.
К определению экономики как науки обратимся позднее, а пока введем базовые экономические понятия, позволяющие понять суть экономики как системы. Экономическая наука прежде всего изучает потребности и способы их удовлетворения. Потребности – нужда в чем-либо, отсутствие чего-либо, внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. У каждого человека есть потребности, которые он, чтобы обеспечить свое существование, удовлетворяет с помощью товаров и услуг. Человек должен питаться, одеваться, иметь крышу над головой (первичные, жизненно важные потребности).
Кроме того, у него множество желаний, например, читать, путешествовать, заниматься спортом и т.д. Исполнение этих желаний делает жизнь удобнее и комфортнее (вторичные, культурные потребности и потребности в роскоши). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут. Деление потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется. К человеческим потребностям относится также стремление к любви, уважению, самореализации. Эти потребности не рассматриваются экономической теорией, поскольку их нельзя удовлетворить с помощью товаров и услуг.
Потребности, согласно закону возвышения потребностей, изменяются как количественно, так и качественно. Изменяясь, они порождают новые потребности под влиянием развития техники, моды и рекламы, например, изобретение телефона, телевидения, компьютеров и т.д. В результате скрытые (латентные) потребности становятся осознанными и поэтому открытыми. Это превращение является движущей силой экономического процесса и причиной структурных изменений всей экономики.
По виду удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальная потребность возникает из решения частного лица и охватывает все потребности, которые человек может удовлетворить сам, например, покупка телевизора, холодильника, обустройство жилища и т.д. Наряду с ними существуют потребности, удовлетворение которых требует таких высоких затрат, что это не под силу отдельному человеку. Потребности, которые можно удовлетворить только в группе, называются коллективными. Например, строительство дорог, школ, университетов, поддержание безопасности и правопорядка и т.д. Характерная черта потребностей – они безграничны.
Благами называются средства, удовлетворяющие потребности. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах, (например, воздух, песок в пустыне, вода в водоемах), другие в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами, поскольку именно они являются объектом экономической деятельности людей (. Экономические блага различаются по видам. Блага могут иметь материальную (физическую) природу, тогда это вещественные товары, например, продукты питания и одежда. Они могут также иметь нематериальную (бестелесную) природу, тогда их называют услугами, например, перевозка грузов или пассажиров, услуги химчистки. Услуги отличаются от вещественных товаров тем, что их производство и потребление происходит одновременно, их нельзя получить в качестве наследства и нельзя складировать. Удовлетворение потребностей в данном случае происходит благодаря непосредственной деятельности людей, а не товарами, которые буквально можно потрогать.
В условиях товарного производства большая часть благ становится товаром. Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, купли-продажи. По цели применения товары делят на потребительские или товары народного потребления (например, одежда, продукты питания) и производственные или инвестиционные, т.е. предназначенные для производительного потребления (например, грузовой автомобиль, сырье). Относится ли товар к потребительским или инвестиционным – это зависит от того, кто его приобретает – частное лицо или фирма. Например, легковой автомобиль как личный автомобиль и как автомобиль фирмы, электроэнергия для домашнего хозяйства или для предприятия.
Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книги, электроприборы и т.д.) и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, масло, спички, напитки и т.д.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся, например, масло и маргарин, чай и кофе, как потребительские товары; уголь, нефть, газ как ресурсы для получения электроэнергии; поезд, самолет, автомобиль – как средства передвижения; кино, театр, цирк – как услуги сферы досуга. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, лыжи и палки, автомобиль и бензин.
Для получения экономических благ, как правило, нужны дополнительные средства – ресурсы. Экономические ресурсы – это факторы используемые для производства потребительских благ. К важнейшим из них относятся земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Сегодня фактором производства становится и информация.
Земля– географическое место производства, источник природных (естественных) сил производства. Она может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, строительства производственных зданий, домов, железных дорог и т.п. Экономисты понимают под фактором «земля» не только собственно Землю, но и все силы природы – воду, энергию солнца, климат, полезные ископаемые.
Капитал может выступать в денежной и вещественной форме. В денежной форме – это средства на приобретение сырья, оборудования и других необходимых компонентов производственного процесса. В вещественной форме капитал – это средства производства, принадлежащие предприятию (фирме) и используемые для организации производства благ.
Труд – это осознанная, энергозатратная, общественно целесообразная деятельность человека, требующая приложения умственных и физических усилий в процессе создания экономических благ.
Потребительские блага и ресурсы различают по степени удаленности от конечного потребителя. Потребительские блага служат удовлетворению человеческих потребностей непосредственно. Ресурсы используются для производства других благ и поэтому служат удовлетворению потребностей только опосредованно. Использование ресурсов называют промежуточным потреблением.