Социально-экономическая роль туризма
Важным следствием развития туризма является создание новых рабочих мест, т.е. повышение уровня занятости населения. В целом на отрасль в настоящее время приходится около 11 % общей численности занятых. Создаваемые рабочие места помогают найти себе применение представителям самых разных профессий и уровня квалификации — от государственных служащих и менеджеров высшего звена до работников турагентств и горничных отелей. Привлечение квалифицированной рабочей силы требуется при широком использовании в отрасли компьютерных систем, высокотехнологичного оборудования. Туризм также предоставляет широчайшие возможности для развития малого и среднего бизнеса, что является стабилизирующей основой экономики любой страны.
Это, конечно, чрезвычайно важно для стран с высоким уровнем безработицы, но перспектива получить более высокооплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производства, например в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может повлечь за собой ухудшение жилищных условий, перегрузку систем обеспечения и обслуживания в этих городах.
Общение с зарубежными гостями иногда оказывает разрушающее воздействие на местную культуру и систему ценностей. Местные жители зачастую сталкиваются только с негативной стороной туризма, поскольку туристы нередко становятся менее сдержанными, находясь вне своего приличного окружения, и их поведение может отличаться от обычного.
Некоторые местные жители завидуют очевидному благосостоянию туристов и ради удовлетворения своих возросших запросов могут совершать противозаконные и аморальные действия, которые совершенно чужды их «дотуристской» культуре. Бывает, что контакт с туристами порождает у местных жителей неудовлетворенность своим жизненным уровнем, особенно если они не видят для себя существенной выгоды от денег, которые расходуют туристы. Далеко не все население встречает туристов (особенно большие группы) с распростертыми объятиями. Многие могут возмущаться или относиться безразлично, другие настроены враждебно.
Причина такого недоброжелательного отношения населения кроется в социальных издержках создания туристам условий наибольшего благоприятствования за счет местного населения: шум, перенаселенность, загрязнение окружающей среды, утрата особенностей местной культуры, рост стоимости участков земли под строительство и т.д. Кроме того, исторические, археологические и религиозные объекты могут быть повреждены и даже разрушены вследствие массового наплыва туристов или «коммерциализации».
Мы ознакомились с некоторыми неблагоприятными социальными последствиями развития туризма, поскольку правильное понимание этих проблем имеет жизненно важное значение для формирования мировоззрения людей, на которых возложена обязанность заниматься вопросами планирования и развития туризма в конкретных странах.
Существуют факторы, которые могут содействовать улучшению экономического положения страны. Прежде всего это связано с налогообложением, точнее, с ростом поступлений от налогов, имеющих непосредственное отношение к туризму. То есть туризм может стать источником дохода за счет налогов. Поясним это положение.
Во-первых, благодаря туризму создаются рабочие места как для квалифицированных, так и для неквалифицированных рабочих (и для мужчин, и для женщин). Причем работа, связанная с туризмом, часто бывает более высокооплачиваемой по сравнению с работой в других отраслях. Поскольку в трудовую деятельность вовлекается множество людей, жизненный уровень населения повышается, растут заработки, значит, и поступления от налогов, взимаемых с возросших доходов людей, тоже будут повышаться.
Во-вторых, государство за счет ввоза в страну товаров иностранного производства, необходимых для потребления туристами и дальнейшего развития туризма, может вводить таможенные пошлины на импортные товары.
В-третьих, взимаются налоги за оказываемые туристам услуги (со стоимости проживания в гостиницах, питания, продажи напитков, транспорта).
В-четвертых, налоги могут взиматься с дохода как местных, так и иностранных фирм, получивших право (лицензию) заниматься туристским бизнесом в стране.
Действует и так называемый фактор ускорения, или цепная реакция. Дело в том, что успешное создание и развитие местной базы туризма будет способствовать привлечению в развитие туризма новых инвестиций из национальных и иностранных источников. Более того, может быть создана местная промышленность по производству продукции, в которой нуждается туризм и которую ранее приходилось импортировать. Все это не только сохранит иностранную валюту и улучшит платежный баланс, но и обеспечит большие возможности трудоустройства местного населения и, как следствие, увеличение дохода от налогов.
Появляется возможность часть бюджетных поступлений от туризма направлять на финансирование развития инфраструктуры, реставрацию и восстановление памятников истории и культуры, осуществление природоохранных программ, программ социального развития и пр.