Анализ выпуска продукции предприятием, имеющим самостоятельные филиалы и структурные подразделения
Коэффициент внутрифирменного оборота ( ) представляет собой отношение суммы выпуска продукции всех подразделений предприятия ( ) к конечной продукции предприятия ( ). Расчет проведем по формуле.
(4)
Рассмотрим выпуск продукции предприятием «Д», имеющим три структурных подразделения: самостоятельный филиал «М» и производственные единицы - цех №1 и участок №2. Филиал и производственные подразделения, входящие в состав предприятия «Д», выпускают готовую продукцию и участвуют во внутрифирменном обороте. При этом готовая продукция реализуется от лица предприятия в целом, выступая его конечной продукцией, передается производственным единицам для дальнейшей обработки. На величину готовой продукции, переданной филиалом производственным единицам, от производственных единиц филиалу или от одной производственной единицы другой для продолжения производственного процесса конечная продукция предприятия будет меньше суммарного выпуска продукции всеми его структурными подразделениями. Указанная разница составит внутрифирменный оборот. Обобщим данный расчет в таблице 3.
Таблица 3 - Объем конечной продукции предприятия и внутрифирменного оборота
№ пп | Состав предприятия «Д» | Выпуск продукции всеми подразделениями | Передана готовая продукция | Конечная продукция предприятия «Д» (стр.3 – стр.4 – стр.5 – стр.6) | ||
Филиалу «М» | Цеху №1 | Участку №2 | ||||
1. | Самостоятельный филиал «М» | - | ||||
2. | Цех №1 | - | - | |||
3. | Участок №2 | - | ||||
4. | Итого: |
Коэффициент внутрифирменного оборота по предприятию «Д» равен:
Для руководства предприятия и для его собственников существенной является информация о влиянии отдельных подразделений на выпуск конечной продукции предприятия при сопоставлении отчетных и плановых показателей. Пример расчета влияния показан в таблице 4.
Таблица 4 - Влияние выполнения плана по выпуску продукции структурными подразделениями на выполнение плана предприятия «Д» по конечной продукции
Состав предприятия «Д» | Конечная продукция предприятия, тыс.руб. | Структура конеч-ной продук-ции по плану | Влияние подразделе-ний на выполнение предприяти-ем плана по конечной продукции, % (гр.4 – 100) х гр.5 | ||
План | Отчет | Выполнение плана в процентах гр.3 /гр.2 * 100 | |||
1.Филиал «М» | 105,1 | 0,52 | +2,65 | ||
2.Цех №1 | 97,9 | 0,28 | -0,59 | ||
3.Участок №2 | 104,4 | 0,2 | +0,88 | ||
Итого: | 102,94 | +2,94 |
Из данных таблицы видно, что наибольшее влияние на выполнение плана предприятия по конечной продукции в отчетном периоде оказал филиал «М». Далее, необходимо аналогичным образом проанализировать доли структурных подразделений в общем объеме продаж, остатках нереализованной продукции, незавершенном производстве, себестоимости продукции предприятия и показать влияние каждого подразделения на выполнение предприятием плана по каждому из вышеперечисленных показателей.