В условиях совершенной конкуренции
1. Экономическая конкуренция: содержание, формы и методы.
2. Сопоставление валового дохода (TR) и валовых издержек (TC) как один из путей (принципов) определения размеров производства, максимизирующего прибыль и минимизирующего убытки фирмы.
3. Сопоставление предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) как второй путь (принцип) определения размеров производства, максимизирующего прибыль и минимизирующего убытки фирмы.
4. Правило равенства МR (Р) и МС, кривая предложения и издержки отдельной конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде.
5. Равновесие конкурентной фирмы и отраслевое равновесие в долгосрочном периоде. Совершенная конкуренция и проблемы эффективности производства.
Темы докладов, рефератов, сообщений
1. Конкурентная фирма: содержание и особенности поведения.
2. Совершенная конкуренция и эффективность производства.
3. Проблемы формирования конкурентного рынка в России.
Вопросы и задания для практической и самостоятельной работы
1. Чем отличается равновесие фирмы от равновесия в отрасли?
2. Зачем изучают несуществующую чистую конкуренцию?
3. Может ли убыточная фирма продолжать производство?
4. Что сдерживает конкурентную фирму расширять производство?
5. Чем различаются кривые предложения совершенно конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде?
6. Что сдерживает стимулы совершенно конкурентной фирмы?
7. При каких условиях кривая долгосрочного отраслевого предложения может быть нисходящей или восходящей?
8. При каких условиях и почему предельный доход фирмы (МR) можно заменить ценой (Р), почему правило МR = МС можно трактовать как МR = МС = Р?
9. Когда фирма достигает объёма выпуска, позволяющего ей максимизировать прибыль: а) её валовой доход равен валовым издержкам; б) её валовой доход меньше валовых издержек; в) её средние издержки выше предельного дохода; г) она получает максимальную экономическую прибыль.
10. Конкурентная фирма уйдёт из отрасли, если рыночная цена окажется: а) ниже её средних валовых издержек; б) выше её средних валовых издержек; в) выше средних переменных издержек; г) ниже средних переменных издержек.
11. Кривая долгосрочного отраслевого предложения не может быть: а) нисходящей; б) восходящей; в) эластичной; г) всё неверно.
12. Кривая предельных издержек фирмы возрастает потому, что: а) фирма принимает цену рынка; б) действует закон убывающей предельной отдачи; в) действует закон убывающей предельной полезности.
13. Кривая предложения отдельной совершенно конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных её издержек, лежащей над точкой её пересечения с кривой: а) средних общих издержек; б) средних переменных издержек; в) средних постоянных издержек.
14. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде находится в точках пересечения: а) кривых предельного дохода и предельных издержек; б) кривых предельных издержек и средних общих издержек; в) кривых предельных издержек и средних переменных издержек; г) всё верно.
15. Кривая, показывающая общее количество товаров, которое фирмы одной отрасли предложат на рынке по разным ценам в течение краткосрочного периода, называется: а) кривой безразличия; б) кривой краткосрочного предложения конкурентной отрасли; в) кривой спроса на продукцию отрасли; г) кривой производственных возможностей.
16. На рынке совершенной конкуренции фирма получает экономическую прибыль при условии: а) равенства предельного дохода, предельных издержек и цены; б) равенства предельного дохода и предельных издержек; в) равенства среднего дохода, средних издержек и цены; г) равенства общего дохода и общих издержек; д) превышения предельного дохода над средними валовыми издержками фирмы.
17. Точка критического объёма производства фирмы находится на пересечении кривых: а) валовых издержек и цены; б) цены и общего дохода; в) валового дохода и валовых издержек; г) общего объёма продаж и затрат.
18. Фирма называется «принимающей цену» потому, что: а) её кривая предельных издержек является восходящей; б) кривая средних общих издержек фирмы U-образна; в) кривая предельного дохода фирмы является горизонтальной линией; г) предельные издержки и средние валовые издержки уравниваются, когда фирма достигает объёма производства, обеспечивающего максимальную прибыль.
19.Цену для чисто конкурентной фирмы определяет: а) несколько крупных фирм; б) объём продаж одной фирмы; в) рынок; г) спрос и предложение; д) всё неверно.
Тема 8. Поведение фирмы