Выпуск специалистов государственными и муниципальными учреждениями среднего профессионального образования по группам специальностей в 2004 – 2006 гг
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Выпущено специалистов – всего | 674,7 | 651,4 | 657,9 |
в том числе по группам специальностей | |||
- естественные науки | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
- гуманитарные науки | 61,7 | 60,1 | 60,5 |
- социальные науки | 0,9 | 1,0 | 1,3 |
- образование и педагогика | 58,1 | 54,5 | 55,5 |
- здравоохранение | 67,6 | 57,1 | 66,6 |
- культура и искусство | 18,1 | 18,0 | 17,9 |
- экономика и управление | 195,3 | 187,8 | 183,1 |
- сфера обслуживания | 8,4 | 9,1 | 9,7 |
- сельское и рыбное хозяйство | 28,6 | 28,3 | 25,6 |
- геодезия и землеустройство | 2,2 | 2,5 | 2,7 |
- геология, разведка и разработка полезных ископаемых | 7,3 | 7,2 | 7,2 |
- энергетика, энергетическое машиностро-ение и электротехника | 19,6 | 18,9 | 18,9 |
- металлургия, машиностроение и мате-риалообработка | 30,5 | 30,1 | 29,7 |
- авиационная и ракетно-космическая техника | 2,2 | 2,0 | 2,0 |
- морская техника | 4,0 | 3,8 | 3,5 |
- транспортные средства | 50,7 | 50,0 | 51,2 |
- приборостроение и оптотехника | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
- электронная техника, радиотехника и связь | 12,9 | 12,2 | 11,9 |
- автоматика и управление | 8,1 | 7,3 | 7,2 |
- информатика и вычислительная техника | 20,9 | 24,32 | 27,0 |
- химическая и биотехнологии | 5,5 | 5,4 | 5,2 |
- воспроизводство и переработка лесных ресурсов | 6,6 | 6,3 | 5,9 |
- технология продовольственных продук-тов и потребительских товаров | 28,4 | 27,6 | 27,6 |
- архитектура и строительство | 32,5 | 32,9 | 32,9 |
- безопасность жизнедеятельности, приро-дообустройство и защита окружающей среды | 2,4 | 2,8 | 2,8 |
Наибольший рост объемов выпуска за этот период зафиксирован в рамках группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» (29,3%). Также возрос выпуск специалистов- транспортников, специалистов сферы архитектуры и строительства, природообустройства, охраны окружающей среды, сферы обслуживания и некоторых других.
В целом следует отметить, что деятельность учреждений среднего профессионального образования востребована современным рынком труда. Часто необоснованная ориентация молодежи на приоритетное получение высшего профессионального образования предопределяет отложенное выведение на региональные и общероссийский рынок труда молодых людей, что усугубляет проблемы дефицита кадровых ресурсов для промышленного и агропроизводства, социальной сферы, сферы услуг.
Вакансии среднего уровня в ряде регионов со специфическими рынками труда вынужденно замещаются кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, что причиняет определенный морально-психологический вред молодой личности и не способствует сбалансированному развитию экономики.
В значительной мере влияние на развитие системы среднего профессионального образования в Российской Федерации оказывает состояние кадрового потенциала образовательных учреждений. По данным Росстата на начало 2006/07 учебного года среди штатных преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений ученую степень доктора наук имели 118 человек, кандидата наук – 2685, ученое звание профессора – 114, доцента – 566 человек. В то же время из 136,4 тыс. человек штатных преподавателей этих учреждений высшее профессиональное образование имели 127,5 тыс. человек.
В настоящее время в России насчитывается свыше 20 млн. специалистов со средним специальным образованием, занятых в различных отраслях экономики. Среднее профессиональное образование продолжает быть востребованным на российском рынке труда. Поэтому сохраняется интерес к данному уровню подготовки, развиваются формы отношения, основанные на принципах полного возмещения затрат на обучение работодателями, физическими, юридическими лицами. Активно внедряются в педагогическую практику технологии модульного и дистанционного образования, организации обучения по экстернату и др.
Наивысший уровень подсистемы профессионального образования образуют учреждения высшего профессионального образования. Их миссия заключается в осуществлении профессиональной переподготовки, повышении квалификации специалистов сложных видов труда. Высшее образование предполагает усвоение индивидом такой совокупности знаний, умений, навыков деятельности, компетенций, которые позволяют ему как специалисту самостоятельно и ответственно решать практические и исследовательские задачи, творчески используя и развивая в своей работе достижения техники, технологии, науки, культуры. Именно специалист этой квалификации призван быть главным генератором и носителем новых профессиональных идей, разработчиком и потребителем результатов внедрения инноваций в деловую, социально-культурную, творческую среду. Особенностью высшего образования является то, что в рамках деятельности университетов, институтов, академий обеспечивается интенсивное взаимодействие образовательного и научного направлений их деятельности. За счет этого преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, обеспечивающем максимально широкое использование результатов научных исследований, достижений техники и технологии в образовательном процессе.
Более того, высшее образование особенно по отношению к молодому человеку не должно пониматься исключительно утилитарно с позиций подготовки специалиста, а рассматриваться как мощнейший фактор воздействия на личность студентов для ее наиболее полноценного формирования, развития не только ее интеллектуальных способностей, но и социальных, творческих и других черт, воспитания гармонично развитого, способного к самоактуализации молодого человека. Таким образом, социальная и экономическая необходимость подготовки высоко профессиональных специалистов диктует необходимость сочетания учебной, научной и воспитательной деятельности учреждений высшего образования.
При этом в качестве одного из главных отличий содержания и результата подготовки специалиста этого уровня от специалистов со средним и начальным профессиональным образованием является формирование у него комплекса умений и навыков для самостоятельного ведения различных видов деятельности и в том числе поисково-исследовательской. Поэтому основным «продуктом» деятельности высших учебных заведений является молодой профессионал, который не только владеет необходимым объемом знаний в пределах избранной специальности, обладает необходимыми умениями, навыками, компетенциями, но и способен профессионально и социально адаптироваться к быстро изменяющимся средовым условиям, стремится к успешному построению деловой карьеры, быть активным в различных областях общественной жизнедеятельности и обладать целостной гражданской позицией.
Особые задачи, решаемые подсистемой высшего профессионального образования в сфере вторичной социализации молодого поколения, предопределили поистине интенсивный характер ее развития в последние полтора десятилетия. Так, если в СССР в 1990 г. в целом по стране имелось 514 вузов, то уже в 2000 г. их число в Российской Федерации составило 965! В период 2002 – 2006 гг. все основные показатели деятельности учреждений высшего профессионального образования имели устойчивую тенденцию роста (табл. 7).
Говоря о состоянии институционального обеспечения подсистемы высшего профессионального образования, необходимо выделить такую его особенность, как масштабное развитие оригинальной сети государственных и негосударственных вузов. Например, в 2005 г. насчитывалось 1102 филиалов государственных вузов, в 2006 г. – 1114. В 2005 г. существовало 519 филиалов негосударственных образовательных учреждений, в 2006 г. – уже 532.
Таблица 7