Выпуск специалистов образовательными учреждениями высшего профессионального образования по формам обучения

  Выпущено специалистов –всего, тыс.чело-век в том числе обучавшихся на отделениях Выпущено специалистов
очных очно-заочных (вечерних) заочных экстернат на 10 000 человек населения на 10 000 человек занятого населения
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования              
1914/15 7,0 7,0 - - - ... ...
1929-1932 110,0 110,0 - - - ... ...
в среднем за год 27,5 27,5 - - - ... ...
1941-1945 191,0 177,0 - 14,0 - ... ...
в среднем за год 38,2 35,4 - 2,8 - ... ...
1951-1955 680,0 529,0 - 151,0 - ... ...
в среднем за год 136,0 105,8 - 30,2 - ... ...
207,1 139,3 11,0 56,8 -
360,1 193,8 50,8 115,5 -
459,6 288,5 51,3 119,8 -
401,1 215,5 44,3 141,3 -
403,2 259,4 26,7 115,8 1,3
635,1 375,3 39,8 216,3 3,7
720,2 405,2 44,9 265,4 4,7
840,4 452,7 50,5 324,2 13,0
976,9 487,0 55,6 404,2 30,1
1076,6 525,6 57,3 467,9 25,8
1151,7 570,5 59,9 495,1 26,2
1255,0 620,5 63,3 548,1 23,1
1335,5 643,9 64,3 604,7 22,7
1358,5 657,3 65,9 610,1 25,1
1442,3 697,0 66,3 658,0 21,0
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования              
1914/15 7,0 7,0 - - - ... ...
1929-1932 110,0 110,0 - - - ... ...
в среднем за год 27,5 27,5 - - - ... ...
1941-1945 191,0 177,0 - 14,0 - ... ...
в среднем за год 38,2 35,4 - 2,8 - ... ...
1951-1955 680,0 529,0 - 151,0 - ... ...
в среднем за год 136,0 105,8 - 30,2 - ... ...
207,1 139,3 11,0 56,8 -
360,1 193,8 50,8 115,5 -
459,6 288,5 51,3 119,8 -
401,1 215,5 44,3 141,3 -
395,5 257,6 25,8 112,1 -
578,9 356,3 31,3 187,6 3,7
647,8 381,1 37,0 225,2 4,5
753,1 423,3 42,9 274,3 12,6
860,2 453,2 47,7 329,8 29,5
930,4 485,8 48,0 372,9 23,7
978,4 524,4 49,8 380,3 23,9
1055,9 565,5 52,5 418,2 19,7
1108,9 581,7 52,8 454,8 19,6
1125,3 596,3 53,2 454,2 21,6
1166,9 624,4 52,8 471,3 18,4
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования              
7,7 1,8 0,9 3,7 1,3 0,5 1,2
56,2 19,0 8,5 28,7 0,03
72,4 24,1 7,9 40,2 0,2
87,3 29,4 7,6 49,9 0,4
116,7 33,8 7,9 74,4 0,6
146,2 39,8 9,3 95,0 2,1
173,3 46,1 10,1 114,8 2,3
199,1 55,0 10,8 129,9 3,4
226,6 62,2 11,5 149,8 3,1
233,2 60,9 12,8 156,0 3,5
275,5 72,7 13,4 186,8 2,6

В 2009 г. из 395,3 тыс. специалистов, обучавшихся на бюджетной основе и окончивших очные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования, 199,6 тыс. (50,5%) получили направление на работу, в 2008 г. из 386,0 тыс. специалистов – 204,5 тыс. (53,0%).

7.61. ВЫПУСКНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УРОВНЮ ПОЛУЧЕННЫХ ДИПЛОМОВ
(тысяч человек)

 
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования
Выпущено специалистов – всего 635,1 720,2 840,4 976,9 1076,6 1151,7 1255,0 1335,5 1358,5 1442,3
из них получили диплом:                    
о неполном высшем профессиональным образовании 2,3 2,1 2,9 4,3 4,1 4,3 6,0 8,6 9,3 10,1
бакалавра 71,0 68,8 76,8 80,3 77,9 84,6 87,5 98,9 98,5 124,0
специалиста с высшим профессио- нальным образованием 553,4 639,9 751,4 882,7 983,9 1051,7 1149,1 1213,1 1233,8 1287,7
магистра 8,4 9,4 9,3 9,6 10,7 11,1 12,5 14,9 16,8 20,5
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования
Выпущено специалистов – всего 578,9 647,8 753,1 860,2 930,4 978,4 1055,9 1108,9 1125,3 1166,9
из них получили диплом:                    
о неполном высшем профессио- нальном образовании 0,7 1,3 2,5 3,0 3,1 3,5 5,0 6,6 7,7 7,7
бакалавра 48,8 45,4 50,8 52,6 51,3 53,3 55,8 57,5 56,9 63,3
специалиста с высшим профессиональным образованием 521,2 591,9 690,6 795,0 865,5 910,6 982,8 1030,3 1044,3 1076,1
магистра 8,2 9,2 9,2 9,6 10,5 11,0 12,4 14,6 16,4 19,8
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования
Выпущено специалистов - всего 56,2 72,4 87,3 116,7 146,2 173,3 199,1 226,6 233,2 275,5
из них получили диплом:                    
о неполном высшем профессиональном образовании 1,6 0,8 0,4 1,3 1,0 0,8 1,0 2,0 1,6 2,4
бакалавра 22,2 23,4 26,0 27,7 26,6 31,3 31,7 41,5 41,7 60,7
специалиста с высшим профессиональным образованием 32,2 48,0 60,8 87,7 118,4 141,1 166,3 182,8 189,5 211,6
магистра 0,2 0,2 0,1 0,0 0,2 0,1 0,1 0,3 0,5 0,7

ЧИСЛЕННОСТЬ, ПРИЕМ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

(тысяч человек)

 
Численность студентов (на начало учебного года) - всего 4270,8 4797,4 5228,7 5596,2 5860,1 5985,3 6133,1 6208,4 6214,8 6135,6
в том числе обучающихся за счет средств:                    
федерального бюджета 2754,6 2783,0 2851,1 2898,0 2922,6 2924,6 2911,5 2859,8 2791,6 2691,1
бюджетов субъектов Российской Федерации 36,8 49,9 59,5 68,3 72,1 70,8 72,2 68,3 63,3 69,7
местных бюджетов 10,6 9,9 9,2 7,5 7,6 7,4 5,7 3,6 3,7 3,1
с полным возмещением затрат на обучение 1468,8 1954,6 2308,9 2622,3 2857,8 2982,6 3143,7 3276,8 3356,2 3371,7
Принято студентов- всего 1140,3 1263,4 1299,9 1411,7 1384,5 1372,5 1376,7 1384,0 1362,7 1329,6
в том числе на обучение за счет средств:                    
федерального бюджета 572,2 569,5 590,4 604,8 610,4 595,9 568,9 552,9 546,0 544,0
бюджетов субъектов Российской Федерации 11,5 15,8 14,4 15,8 16,5 16,3 15,2 15,3 14,1 15,3
местных бюджетов 3,1 2,6 3,2 2,0 1,8 1,5 1,2 0,6 0,7 0,4
с полным возмещением затрат на обучение 553,5 675,6 691,9 789,1 755,9 758,8 791,4 815,3 801,9 769,8
Выпущено специалистов - всего 578,9 647,8 753,1 860,2 930,4 978,4 1055,9 1108,9 1125,3 1166,9
в том числе обучавшихся за счет средств:                    
федерального бюджета 445,1 465,4 501,1 509,5 509,2 503,6 528,2 535,2 535,5 541,3
бюджетов субъектов Российской Федерации 5,3 7,0 7,2 9,7 11,9 12,4 11,1 12,5 11,6 12,1
местных бюджетов 1,4 1,4 1,3 1,3 1,4 1,2 1,0 0,7 0,8 1,0
с полным возмещением затрат на обучение 127,1 174,0 243,5 339,6 407,9 461,2 515,7 560,5 577,4 612,4

7.63. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на начало учебного года)

  2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, тыс. шт. 536,6 568,1 603,7 627,6
из них:        
в составе локальных вычислительных сетей 384,0 409,4 461,2 520,3
имевшие доступ к сети Интернет 331,3 382,3 430,9 486,0
Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов, шт. 8,7 9,2 9,7 10,2

7.64. ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН СНГ, ОБУЧАВШИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ НА УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ПРИЕМА
(на начало учебного года; тысяч человек)

1995/96 2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
Всего в том числе на очных отделениях Всего в том числе на очных отделениях Всего в том числе на очных отделениях Всего в том числе на очных отделениях Кроме того, числен- ность студен- тов, обучав- шихся по ме- ждуна- родным согла- шени- ям1) Всего в том числе на очных отделениях Кроме того, числен- ность студен- тов, обучав- шихся по ме- ждуна- родным согла- шени- ям Всего в том числе на очных отделениях Кроме того, числен- ность студен- тов, обучав- шихся по ме- ждуна- родным согла- шени- ям Всего в том числе на очных отделениях Кроме того, числен- ность студен- тов, обучав- шихся по ме- ждуна- родным согла- шени- ям
Численность студентов из стран СНГ2) - всего 39,8 27,1 34,4 20,0 40,7 25,9 45,6 24,7 5,9 48,2 23,5 8,9 54,4 24,8 10,6 61,8 25,6 9,6
в том числе из стран:                                    
Азербайджан 1,7 1,0 1,2 0,5 1,4 1,0 1,4 0,9 0,6 1,8 1,2 0,7 3,2 1,3 1,0 4,1 1,7 1,2
Армения 1,7 1,0 1,1 0,6 1,4 1,0 1,8 1,0 0,4 1,4 0,9 0,5 1,6 0,9 0,6 2,4 1,2 0,5
Беларусь 4,4 1,9 3,4 0,9 5,5 1,9 7,0 2,0 0,3 11,5 2,3 0,6 13,3 2,8 0,4 19,1 2,9 0,3
Грузия3) 3,1 1,7 0,8 0,7 1,1 0,9 2,0 0,8 0,6 0,8 0,6 0,9 0,9 0,7 1,0
Казахстан 11,6 8,9 16,7 11,7 17,2 12,6 18,0 12,5 0,7 19,0 11,6 1,3 18,4 11,7 1,8 17,5 11,7 1,6
Киргизия 1,7 1,5 1,2 0,5 0,8 0,7 0,7 0,6 0,5 0,8 0,6 0,5 0,6 0,5 0,7 0,8 0,6 0,6
Республика Молдова 1,5 0,9 1,0 0,5 1,4 0,9 1,2 0,6 0,7 1,3 0,6 0,9 1,2 0,6 1,2 1,3 0,6 1,4
Таджикистан 0,7 0,6 0,3 0,2 1,2 0,8 1,1 0,6 0,6 1,2 0,7 0,9 1,3 0,8 1,1 1,8 1,0 1,2
Туркмения 0,7 0,5 0,5 0,4 1,1 0,9 1,0 0,8 0,3 0,8 0,6 0,3 0,9 0,8 0,4 1,9 1,5 0,8
Узбекистан 3,2 2,7 3,2 1,2 4,1 2,0 5,3 2,1 0,6 4,6 2,1 1,0 6,4 2,0 1,1 7,3 2,0 1,1
Украина 9,5 6,4 5,0 2,8 5,5 3,2 6,0 2,8 0,7 5,0 2,3 1,1 6,4 2,8 1,3 5,5 2,4 1,1

1) Учет осуществляется с 2006/07 учебного года.

2) Данные на начало 2009/10 учебного года приведены без учета Грузии.

3) Грузия вышла из состава СНГ в августе 2009 г.

7.65. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ, ОБУЧАВШИЕСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

(на начало учебного года; тысяч человек)

  2007/08 2008/09 2009/10
Принято на обучение1) Численность студентов Выпущено специалистов1) Принято на обучение1) Численность студентов Выпущено специалистов1) Принято на обучение1) Численность студентов Выпущено специалистов1)
Иностранные студенты - всего 34,1 129,6 21,6 36,1 131,3 19,0 36,4 145,9 21,2
из них граждане стран:                  
СНГ, Балтии и Грузии 25,7 92,5 15,6 27,4 94,4 11,3 26,9 107,8 13,3
Европы 0,3 1,5 0,2 0,4 1,8 0,5 0,4 1,8 0,5
Азии 6,3 28,3 4,8 7,1 28,3 6,2 7,1 28,7 6,4
из них:                  
Вьетнама 0,6 3,5 0,7 0,5 3,1 0,9 0,5 2,6 0,8
Индии 0,3 4,3 0,4 0,3 4,3 0,6 0,2 3,8 0,8
Китая 2,7 9,2 2,0 3,1 9,0 2,5 3,1 9,3 2,3
Корейской Народно-Демократической Республики 0,1 0,4 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1
Малайзии 0,4 2,5 0,1 0,4 2,7 0,3 0,5 2,7 0,5
Монголии 0,3 1,4 0,2 0,5 1,6 0,2 0,6 1,7 0,3
Республики Корея 0,1 0,6 0,1 0,2 0,6 0,1 0,2 0,7 0,1
Сирийской Арабской Республики 0,2 1,1 0,2 0,2 1,0 0,2 0,2 1,0 0,2
Центральной и Южной Америки 0,3 1,1 0,1 0,1 0,9 0,2 0,2 0,9 0,1
Северной Америки (США и Канады) 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1 0,0
Африки 1,5 6,1 0,8 1,0 5,7 0,8 1,7 6,6 0,9
из них:                  
Замбии 0,1 0,4 0,1 0,1 0,4 0,1 0,1 0,4 0,1
Камеруна 0,1 0,3 0,1 0,0 0,2 0,0 0,1 0,3 0,0
Кении 0,1 0,3 0,0 0,1 0,4 0,0 0,1 0,4 0,0
Марокко 0,2 0,9 0,1 0,1 0,9 0,1 0,2 0,9 0,2
Нигерии 0,2 0,7 0,0 0,1 0,6 0,1 0,2 0,7 0,1

1) Соответственно в 2007 г., 2008 г. и 2009 г.



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Табл. 7.1, 7.5-7.9. Дошкольные образовательные учреждения - тип образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности;

детский сад для детей раннего возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей;

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

детский сад присмотра и оздоровления - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад компенсирующего вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

детский сад комбинированного вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;

центр развития ребенка - детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

Табл. 7.1. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях в процентах от численности детей соответствующего возраста определяется как отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте 1-6 лет по данным статистики демографии, скорректированной на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Табл. 7.1, 7.5. Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, определяется как отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, к числу мест в этих учреждениях.

Табл. 7.8.В дошкольных образовательных учреждениях организуются группы кратковременного пребывания детей как менее затратной формы работы с дошкольниками на основе их кратковременного (неполного), но систематического пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Максимальное время пребывания детей в таких группах - 5 часов.

Табл. 7.10.Отражена вся численность детей, проживающих в интернатных учреждениях.

Табл. 7.11.Показана численность детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей, которые воспитываются
в интернатных учреждениях.

Табл. 7.17.Приводятся данные о распределении обучающихся общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по группам классов без специальных (коррекционных) образовательных учреждений и классов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Табл. 7.22, 7.34.При расчете относительных показателей используется общая численность обучающихся.

Табл. 7.26 и 7.27.Данные о численности учителей общеобразовательных учреждений по уровню образования и специальностям приведены по учреждениям Минобрнауки России, которые составляют 99% от общего числа общеобразовательных учреждений страны.

Табл. 7.14, 7.15, 7.30, 7.31, 7.37, 7.48. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.06.92 г. № 3266-1 "Об образовании" установлены образовательные цензы общего образования: основное общее образование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательного учреждения), среднее (полное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11 (12)-го класса). Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, среднее профессиональное образование - в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования (образовательных учреждениях среднего и высшеего профессионального образования), высшее профессиональное образование – в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

В общую численность студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования не включены иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации (за исключением граждан стран СНГ, Балтии и Грузии, принятых на условиях общего приема).

Колледжи учтены в общем числе образовательных учреждениий среднего профессионального образования.

В числе негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования учтены учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.

Табл. 7.47, 7.63. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов определяется как отношение числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, к численности студентов образовательных учреждений.

Табл. 7.52.В число государственных университетов не включены технические, педагогические, сельскохозяйственные, строительные и другие отраслевые университеты.

Табл. 7.55-7.59.В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) направления подготовки включают программы обучения бакалавриата и магистратуры.

Табл. 7.61.В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» - бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.

Табл. 7.64. Численность студентов - граждан стран СНГ, обучавшихся на условиях общего приема, входит в общую численность студентов российских образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Табл. 7.65.Приведены данные о приеме, численности студентов и выпуске специалистов – граждан иностранных государств, обучавшихся как на условиях общего приема, так и по международным соглашениям.


Наши рекомендации