Виды цен и их экономическая характеристика
В современный период для анализа уровней и динамики товарных цен используются, главным образом, регулярно публикуемые цены. Обычно публикуются: 1) цены фактических сделок; 2) биржевые котировки; 3) цены аукционов и торгов; 4) цены, приводимые в общих статистических источниках; 5) цены предложений крупных фирм; 6) справочные цены.
Наилучшим критерием для суждения об уровне и динамике цен являются цены, приведённые в фактических сделках и договорах. Но эти цены публикуются не регулярно.
Биржевые котировки представляют собой цены товаров, являющихся объектами биржевой торговли. В основном, они отражают фактические сделки, и в этом их существенное преимущество перед справочными. Биржевые котировки чутко реагируют на изменения экономической конъюнктуры в каждый момент, отражая несоответствие между спросом и предложением.
Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж, так как отражают, как правило, реальные сделки. Различают два способа торгов на аукционах: 1) аукционы с повышением цены (английский метод) и 2) с понижением цены (голландский метод).
Средние цены по статистическим источникам. Для выявления данных о ценах большое значение имеют такие источники экономической информации, как промышленные, аграрные и торговые переписи, статистические данные внутренней и внешней торговли.
Справочные цены представляют собой цены, публикуемые в специальных справочных изданиях, каталогах, прейскурантах, прайс-листах, журналах, газетах.
В практике же торговли используют множество видов цен, связанных с различными особенностями купли-продажи. Для обозначения этих цен существуют специальные прилагательные, например, коммерческие торговые термины в соответствии с Инкотермс-2010.
Исходя из этого, цена может быть:
- базисная, используемая для определения сорта или качества товара; её согласуют на переговорах между продавцом и покупателем; она служит исходной для определения цены фактически поставленного товара;
- купли/продажи (или фактурная), определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте; для краткости фактурную цену снабжают ещё одним указанием: «сиф», «фоб», «фор» и «франко».
СИФ(стоимость, страховка, фрахт – по-английски) означает, что продавец обязан за свой счёт зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку и взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечёт линию борта судна при погрузке, а покупатель берёт на себя риск гибели или порчи после пересечения линии борта судна.
ФОБ (свободен на борту – по-английски) означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несёт риск его гибели или повреждения. В США (и только в этой стране) термин «фоб» имеет то же значение, что и «франко».
Франко – условие продажи, согласно которому продавец обязуется доставить товар в определённое место за свой счёт и риск, причём в цену включаются транспортные, страховые и таможенные расходы.
Мировые цены - цены,под которыми понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, в наибольшей степени характеризующих состояние международной торговли. Мировая цена определяется в зависимости от вида товара. Мировые цены на сырьевые товары определяются: по одним видам – уровнем цен стран-экпортёров или стран-импортёров, по другим - на основе биржевых котировок, по третьим - на базе цен аукционов. По готовым изделиям мировые цены устанавливаются, исходя из цен товаров ведущих в мире фирм, специализирующихся в производстве и экспорте продукции данного вида. Цены эти также различаются в зависимости от того, оговорён ли платёж в свободно конвертируемой валюте или нет.
Монопольная цена устанавливается монополиями выше или ниже цены правительства. Обычно монополии устанавливают более высокие цены сбыта своих товаров и возможно более низкие цены на приобретаемые у других фирм товары.
Номинальная цена публикуется в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.
Оптовая - цена, по которой товар поставляется в больших количествах, крупными партиями, оказываются услуги при продаже торговым и промышленным предприятиям. Публикуемые в разного рода источниках сведения об оптовых ценах далеко не всегда отражают истинное положение дел, так как экспортеры заинтересованы показать более высокие цены, а импортеры – более низкие.
Розничнаяцена - цена, по которой продажа товаров ведется отдельным покупателям очень малыми партиями, поштучно. Основана на сумме издержек производства и обращения товаров плюс прибыль производственных и сбытовых организаций, плюс (но не всегда устанавливаемый) налог с оборота.
Цена предложения – цена продавца без скидок, указанная в оферте (официальном предложении продавца).
Цена производства - цена, равная издержкам производства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал.
Рыночная - цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке.
Цена спроса - цена, которая складывается на рынке покупателя.
Скользящая цена - цена, которая устанавливается договором в зависимости от некоторых условий (биржевой котировки, инфляции) на определенную дату.
Твердая цена устанавливается в договоре купли – продажи и не подлежит изменению.
Государственная - цена товара, устанавливаемая государством или его структурами (министерствами, ведомствами) в централизованном порядке.