Причины и последсьвия безработицы
Причины безработицы. К основным причинам безработицы относятся: непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда, жесткость заработной платы и безработица ожиданий.
Обычно в периоды структурной перестройки происходит спад и рост безработицы в тяжелой промышленности, а занятость в сфере обслуживания начинает повышаться. Уровень безработицы в этот период временно возрастает, так как многие в этот период теряют работу и вынуждены трудоустраиваться заново. Следующей причиной безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость.
Таким образом, слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы. Решение проблемы на первый взгляд кажется простым: для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда заработная плата должна обладать определенной гибкостью. Однако в реальной жизни заработная плата остается жесткой, негибкой.
Жесткость заработной платы — это ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения в соответствие спроса и предложения на рынке труда. Безработица, которая является результатом жесткости заработной платы, называется безработицей ожиданий. Безработица ожиданий возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос на труд со стороны фирм. Когда уровень реальной заработной платы находится выше точки равновесия, а предложение труда превышает спрос, не происходит логичного снижения выплачиваемой заработной платы, несмотря на избыточное предложение труда.
Чем же объясняется негибкость заработной платы? Таких причин, объясняющих жесткость заработной платы, несколько: законы о минимальной заработной плате, дополнительные издержки труда, налоги на труд, влияние профсоюзов, стимулирующая заработная плата.
58. Политика занятости в Республике Беларусь.
Государственная политика занятости населения. В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Основным субъектом регулирования рынка труда выступает биржа труда (служба занятости), которая выполняет следующие функции:
1. Регистрация безработных и вакантных мест;
2. Тестирование лиц, желающих получить работу;
3. Подготовка и переподготовка кадров;
4. Анализ рынка труда и предоставление информации о нем;
5. Выплата пособий по безработице.
59. Инфляция: понятие, причины и последствия.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. В переводе с латинского инфляция в буквальном смысле слова означает “вздутие”, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы.___В реальной жизни инфляция проявляется как повышение общего уровня цен. Однако не всякое повышение цен носит инфляционный характер. Так, экономически оправданным будет повышение цен вследствие улучшения качества продукции, ухудшения условия добычи сырья, изменения структуры спроса.
Причины, основные виды и последствия инфляции.Причины инфляции многообразны и могут быть подразделены на внутренние и внешние.
М/о выдел. внешние и внутренние факторы И. . К внешним факторам относятся:
- интернационализация хозяйственных связей, кот. усиливает роль внешних факторов в развитии И. Наличие И. в др.странах влияет на динамику внутрен. товарных цен через цены импортируемых товаров. + ЦентрБанк страны для создан. собственных валютных резервов скупает иностр.валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную нац.валюту, что увелич. кол-во денег в обращении;
- падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. В результате этого растут внутренние цены на импортируемые товары;
- мировые экономические кризисы;
- состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика;
Внутр.факторы обусловл. состоянием экономики данной страны. Выделяют:
- дефицит госбюджета. Если он покрывается займами центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, что ведет к инфляции;
- расходы на военные цели. Во-первых, они увеличивают расходную часть бюджета, являясь постоянной причиной бюджетного дефицита. Во-вторых, люди занятые в военном секторе экономики, не создают потребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, увеличивая платежеспособный спрос;
- расходы на социальные цели, не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается. Правительство стремиться поддержать население путем дополнительных ассигнований на социальные цели, что ведет к увеличению количества наличных денег в обращении и усиливает инфляцию;
- инфляционные ожидания. К/а начинается И., население планирует свое поведение в ожид. дальнейш. > цен. Оно начинает приобр. товары сверх своих текущих потребностей. Спрос начинает стимулир.предложение, что подстегивает рост цен;
- кредитную экспансию – расширение масштабов банковского кредитования сверх потребностей народного хозяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег;
- чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например в сельское хозяйство, не дающее должного экономического эффекта. +- структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и другие факторы.
CONT № 59
Последствия инфляции.
1. Снижение реальных доходов населения. Особенно сильно это отражается на тех, кто получает фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов.
2. Обесценение сбережений населения.
3. Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами. Возникновение опасности социальных потрясений.
4. Ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям.
5. Возникают трудности с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.
6. Повышается риск инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск.
7. Крах банковской системы. Банковская маржа снижается, т.к. темпы инфляции выше ссудного процента.
60. Инфляция спроса и предложения.
61. Виды инфляции.
62. Последствия инфляции.
63. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
64. Открытая экономика и ее основные взаимосвязи.
65. Модель IS – LM – FE.
66. Макроэкономическая политика в открытой экономике.
67. Модель Манделла-Флеминга
68. Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики
69. Открытая экономика и ее основные взаимосвязи.
70. Теории и виды циклов.
71. Деловые циклы и экономический рост.
72. Показатели и факторы экономического роста.
73. Типы экономического роста.
74. Теории экономического роста.
75. Политика экономического роста, ее направления и методы.
76. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
77. Сущность и направления социальной политики.
78. Показатели эффективности социальной политики.
79. Социальная защита населения.
80. Доходы населения и проблемы их распределения.
81. Государственное регулирование занятости и развитие социального партнерства.
82. Социальная политика в Республике Беларусь.
83. Понятие трансформационной экономики.
84. Закономерности перехода к рыночной экономике.
85. Эволюционный способ перехода к рынку.
86. «Шоковая» терапия и ее проблемы.
87. Структурные преобразования в экономике.
88. Приватизация при переходе к рынку и проблемы ее реализации в РБ.
89. Роль государства при переходе к рынку.
90. Проблемы перехода к рынку в Республике Беларусь.