Среди важнейших проблем развития рынка труда в РБ следует назвать
1) определение масштаба массовых увольнений и разработку политики, призванной снизить их негативное воздействие.
2) перемещение работников из государственного сектора в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.
3) Несмотря на быстрый рост, частному сектору до сих пор принадлежала относительно незаметная роль в поглощении безработицы.
4) низкая степень информированности безработных о вакансиях в частном секторе и препятствия для территориальной и профессиональной мобильности труда.
5) Практически во всех отраслях экономики преобладающим является государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий.
6) Характерной особенностью безработицы в странах с переходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных.
Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных - более 40 % от их общей численности.
7) Таким образом, продолжительность безработицы в РБ быстро увеличивается, что порождает порочный цикл: чем выше доля хронически безработных, тем ниже выбытие из состава безработных при данных уровнях безработицы и вакансий.
8) Относительно высокая доля среди безработных лиц квалифицирован труда и значительное несоответствие с профессионально-квалификацион точки зрения предложения рабочей силы и спроса на нее.
10) Уровень безработицы среди молодежи во всех странах с переходной экономикой очень высок. Иногда он в 3-4 раза превышает уровень безработицы в целом по стране.
11) Рынок труда в переходной экономике носит открытый характер, т.е. большинство меняющих работу лиц трудоустраивается самостоятельно.
В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему Государственной службы занятости населения образуют: Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения); региональные, городские, районные центры занятости; районные отделения городских центров занятости; информационные центры; центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.
Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т. д. Она должна решать две основные задачи:
· удержание безработицы на докритическом уровне;
· разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.
Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана Государственная служба занятости, основными задачами которой являются:
· учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;
· регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
· организация профессионального обучения и переобучения безработных;
· регулирование процессов трудовой миграции.
Так как Государственная служба занятости является посредником между безработными и работодателями, то правоотношения по трудоустройству устанавливаются между Государственной службой занятости и безработным; между Государственной службой занятости и работодателем; между работодателем и безработным, который имеет направление службы занятости.
Основанием возникновения правоотношений между Государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным. В обязанности службы занятости по отношению к безработному входит:
· регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;
· оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;
· помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи;
· к правам Государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.
Если в течение шести месяцев не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности), но с обязательным учетом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.
Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для безработных, не работающих более одного года, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и иных особенностей безработных и требований законодательства о труде.
Государственная служба занятости может предоставить финансовую помощь нанимателям для создания новых рабочих мест в виде беспроцентной ссуды, как правило, на срок не более 1 года. Правом на получение финансовой помощи обладают наниматели, создающие дополнительные рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда
В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат [10].
Численность экономически активного населения