Российский и зарубежный опыт реализации инновационной политики в сфере общественного транспорта крупных мегаполисов

Сперанская И.И.

Аннотация

В статье рассмотрена программа по внедрению беспроводного Интернета в линии городского общественного транспорта. Приведены примеры зарубежных компаний

Ключевые слова

Беспроводной Интернет, Wi-Fi, городской пассажирский транспорт, общественный транспорт, метрополитен

На сегодняшний день сложно представить свою жизнь без смартфона и ноутбука. Современный городской житель в среднем выходит в электронную сеть интернет от 20 до 50 раз в сутки, не зависимо от его местопребывания. А ведь раньше воспользоваться услугами сотовых операторов можно было только в определенных местах.

Желание удовлетворить потребность пассажиров быть всегда «на связи» возникло в 2004 году, когда 2 крупных телекоммуникационных компании ОАО «МТС» и ОАО «Билайн» оснастили платформы метрополитена 3Г и 2Г сетью. А уже с 2005 года начались монтажные работы в туннелях подземки. Чтобы появилась возможность ответить на звонок мобильного телефона, необходимо было проложить 328 км кабеля, соединенного со станциями сотовых операторов на поверхности. С течением времени и появлением новых IT-технологий пассажирам стало недостаточно пользование средствами сотовой связи. Появилась необходимость постоянного доступа к Интернету. Самый доступный и наиболее востребованный способ выйти в интернет – это воспользоваться беспроводной сетью Wi-Fi.

Ситуация в Лондоне следующая. ЛондонТьюб насчитывает 270 станций, из которых 200 оснащены Wi-Fi. Но доступ является платным, а воспользоваться его услугами могут всего 5 компаний сотовых операторов. В свою очередь, в Нью-Йорке только к 2017 году будет реализована программа по внедрению Wi-Fi роутеров на 500 платформ метрополитена. Уже закончили монтажные работы и в Китае. В метрополитене Гонконга пассажиры могут воспользоваться бесплатным интернетом, но, по-прежнему, лишь на станциях. Существенным недостатком также является ограниченность доступа. Пользователь может подключиться к интернету 5 раз в день по 15 мин.

Проанализировав мнения пользователей услугами метрополитена в мире, московское правительство решило создать более комфортные условия для пользования интернетом. В 2012 года правительство Москвы организовало 2 конкурса по оснащению столичного метрополитена беспроводным интернетом. В октябре 2012 года заместитель мэра Москвы Максим Лоскутов утвердил пилотный проект по внедрению Wi-Fi роутеров во все электропоезда метро. Все операторы «большой тройки» отказались от участия в аукционе, так как не готовы были только за счет собственных средств проводить монтажные работы в подземке, а в дальнейшем передать всю сеть в собственность метрополитена. В марте 2013 года главой департамента информационных технологий правительства Москвы Артемом Ермолаевым были приняты смягчающие поправки к договору, и единственная участвующая компания в аукционе «Максима Теликом» приступила к реализации проекта по оснащению [1]. Ключевым моментом в реализации проекта было обеспечить доступ к беспроводному интернету во время движения поезда по туннелям метро. Для этого в уже установленные кабели сотовой связи с шагом в 450 м разместили базовые станции. Между ними во время движения поезда переключаются плавниковые антенны, установленные на первом и последнем вагонах. Скорость интернета в таких поездах составляет 100 мегабит в секунду. Из роутеров, расположенных под антеннами, поступает сигнал, который по кабелю идет вдоль всего состава. В каждом вагоне по 1 точке доступа. Главное преимущество работы этой системы – непрерывность, так как крайние вагоны создают собственную сеть. Стоимость всего проекта составила 8 миллиардов рублей. Доход «Максима Телеком» получает от реализации рекламы и платных приложений на vmet.ro в размере 1,3 миллиарда рублей в год. Следовательно, срок окупаемости составит примерно 6 лет без дополнительных вложений и расходов [3].

По данным статистики на сегодняшний день услугами беспроводного интернета в московском метро пользуются 97% пассажиров [5]. Для компании «Максима Телеком» это огромный процент. Поэтому можно уже сейчас назвать этот проект успешным и ждать от него больших результатов. Скорее всего, следующим стратегическим шагом компании будет оснащение Wi-Fi электричек пригородного сообщения. В отличие от метро на поезда электричек не нужны сложные монтажные работы. Подключиться к Wi-Fi можно к уже существующим станциям на поверхности. Единственные глобальные расходы связаны с закупкой и установкой роутеров в каждый вагон. Ориентировочная стоимость проекта будет меньше, и, следовательно, при таких же доходах проект окупится быстрее.

Список использованной литературы

1. О развитии пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 857р.

2. Коробко В.И. Экономика государственного хозяйства [Текст] 2-е изд., стер. / В.И. Коробко − М.: 2011. − 160 с.

3. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения [Текст] / под ред. Рыбалкина В.Е. − 9-е изд., перераб. и доп. − М.: 2012 – 647 с.

4. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст] / под ред. члена-корр. РАН, д.э.н. Р.И. Хасбулатова. Часть 1. − М.: ГАРДАРИКИ, 2010. – 671 с.

5. Федеральная служба государственной статистики. – (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/)

УДК 93/94

Наши рекомендации