Показатели оптового и розничного оборота
Раздел IV. Основные показатели деятельности торгового предприятия
ТЕМА 1. Оборот розничной торговли
Понятие, состав и значение ОРТ
Оборотом розничной торговли называется продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт независимо от каналов реализации. В состав ОРТ может быть также включена:
- продажа по безналичному расчёту продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, д/с, санаториям и др.);
- продажа товаров юридическим лицам за наличный расчёт с использованием кассовых аппаратов.
Продажа товаров может осуществляться:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки, павильоны и пр.);
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
ОРТ учитывается в ценах фактической реализации строго за отчётный период на основе первичных документов – товарно-денежного отчёта и прилагаемых к нему документов. ОРТ показывается с учётом стоимости стеклопосуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращённой стеклотары, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
ОРТ подразделяется на оборот предприятий торговли и оборот предприятий общественного питания.
В состав ОРТ в соответствии с п.2.12. Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.11.2001 года № 89) включается:
- стоимость потребительских товаров, проданных населению:
o за наличный расчёт;
o по кредитным карточкам;
o по расчётным чекам банков;
o по перечислениям со счетов вкладчиков;
- стоимость проданных по почте товаров;
- стоимость товаров, проданных в кредит в объёме полной стоимости товаров;
- стоимость товаров, сданных на комиссию;
- стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счёта-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
- полная стоимость товаров, проданных некоторым категориям покупателей со скидкой (лекарств, топлива и т.п.);
- стоимость проданных по подписке печатных изданий без учёта стоимости доставки;
- стоимость упаковки, не входящей в цену товара;
- стоимость проданной порожней тары.
Оптовый оборот
Оптовый оборот характеризует объём продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Оптовый оборот представляет собой промежуточную стадию реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи и не выходят за пределы сферы обращения.
Оптовая реализация может осуществляться со склада предприятия, или, минуя склад, непосредственно покупателям. В зависимости от форм товародвижения различают складской и транзитный оптовый оборот.
Складской оборот формируется при складской форме товародвижения, за счёт оптовой реализации товаров со складов. Транзитный оптовый оборот характеризует посредническую роль оптового предприятия в отношениях между поставщиком товара и его покупателем. Сумма складского и транзитного оптового оборота составляет валовой оптовый оборот.
Показатели оптового и розничного оборота
Оптовая и розничная реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется четырьмя основными показателями:
1) общий объём ОРТ:
pi–цена за единицуреализованной продукции i-го вида;
qi – количество реализованной продукции i-го вида.
2) объём ОРТ в сопоставимых ценах
Ip–индекс цен.
3) состав ОРТхарактеризует соотношение отдельных видов и форм ОРТ в общем их объёме (например, продажу товаров за наличный и безналичный расчёт);
4) товарная структура ОРТ характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объёме ОРТ.
Товарная структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп:
o хозяйственное мыло и синтетические моющие средства;
o туалетное мыло и парфюмерия;
o галантерея;
o товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;
o трикотажные и чулочно-носочные изделия;
o одежда, бельё, головные уборы и меха;
o ткани;
o обувь;
o другие непродовольственные товары.
Товарная структура продовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп:
o хлеб и хлебобулочные изделия;
o мука, крупа, макаронные изделия и пищевые концентраты;
o картофель, овощи, плоды, грибы;
o мясо и мясные товары;
o рыба и рыбные товары;
o молоко и молочные продукты;
o яйца куриные и пищевые жиры;
o сахар и кондитерские изделия;
o соль;
o вкусовые товары;
o другие продовольственные товары.