Тема 4. Структура СМИ и организация деятельности редакции

Вопросы для обсуждения

1. СМИ и их роль в современном мире.

2. Взаимодействие СМИ и аудитории.

3. Методы и стиль подачи информации.

4. Источники информации.

5. Журналист в редакции СМИ.

6. Аккредитация журналистов.

7. СМИ как предприятие.

8. Корреспондентская сеть.

9. Актуальность и оперативность как понятия, определяющие качество массовой информации.

Литература

1. Аврамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста / Д. С. Авра-мов. — М., 1999.

2. Вартанова, Е. Л. Основы медиаэкономики и медиаменеджмента за рубежом / Е. Л. Вартанова. — М., 2002.

3. Выровцева, Е. В. Журналистский текст как выражение позиции автора // Журналистика 2003: обретения и потери, стратегии развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф., — М., 3–6 февр. 2004 г. — М., 2003. — С. 21–22.

4. Ворошилов, В. В. Журналистика и рынок: Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации / В. В. Ворошилов. — СПб., 1997.

5. Денис, Э. Беседы о масс-медиа / Э. Денис, Д. Мэрилл. — М., 1997.

6. Киверин, В. И. Экономика редакции газеты / В. И. Киверин. — М., 2002.

7. Мельник, Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффек-ты / Г. С. Мельник. — СПб., 1996.

8. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики / под ред. Я. Н. Засурского. — М., 1999.

9. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2000.

10. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. — М., 1995.

11. Федотова, Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. — М., 2001. — С. 10–105.

12. Фихтелиус, Э. Десять заповедей журналиста / пер. со шведско-го. — М., 1999.

13. Шостак, М. И. Репортер: профессионализм и этика / М. И. Шостак. — М., 1999.

Тема 5. Связи с общественностью в редакционной структуре

Вопросы для обсуждения

1.СМИ как канал PR.

2. Виды отношений PR со СМИ.

3. Жанры PR и рекламы в СМИ.

4. Показатели эффективности PR-текста.

5. «Перевод» PR-текста в текст СМИ.

6. Особенности инициации журналистских текстов.

Литература

1. Антонова, И. Анализ количества деловой информации как инструмент маркетинга // Информационные ресурсы России. — 2003. — № 5. — С. 18–20.

2. Блажнов, Е. А. Паблик рилейшнз / Е. А. Баженов. — М., 1994.

3. Викентьев, И. Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз / И. Л. Викентьев. — СПб., 1995.

4. Евстафьев, В. А. Журналистика и реклама: основы взаимо-действия. Опыт теоретического исследования / В. А. Евстафьев. — М., 2001.

5. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. — М., 2001.

6. Мельник, Г. С. Mass-media : психологические процессы и эффек-ты / Г. С. Мельник. — СПб., 1996.

7. Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2000.

8. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации. — СПб., 1998.

Тема 6. Экономика и менеджмент СМИ

Вопросы для обсуждения

1. Экономические особенности газетной индустрии.

2. Факторы, влияющие на уровень потребления печатных СМИ.

3. На каких рынках газеты вступают в ценовую конкуренцию?

4. Рынок современной прессы.

5. Позиционирование издания.

6. Ценообразование, себестоимость, оценка спроса.

7. Финансовая политика и кредитование СМИ.

8. Источники финансирования СМИ.

9. Цели, задачи и направления редакционно-издательского маркетинга.

Литература

1. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика: ключевые понятия / Е. Л. Вар-танова // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. Журналистика. — 2002. — № 1. — С. 17–33.

2. Ворошилов, В. В. Журналистика и рынок: Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации / В. В. Ворошилов. — СПб., 1997.

3. Голядкин, Н. Анализ аудитории / Н. Голядкин. — М., 2000.

4. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С. М. Гуревич. — М., 1994.

5. Гуревич, С. М. Основы редакционного менеджмента / С. М. Гуре-вич. — Уфа-Туймазы, 1994.

6. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ / С. М. Гуре-вич. — М., 1994.

7. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / ред.-сост. А. Г. Рихтер. — М., 1999.

8. Иваницкий, В. Л. Бизнес-план редакции. Рабочая тетрадь главного редактора / В. Л. Иваницкий. — М., 1999.

9. Киверин, В. И. Экономика редакции газеты / В. И. Киверин. — М., 2002.

10. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М., 1990.

11. Слепов, В. Ценообразование и менеджмент / В. Слепов, Б. По-пов. — М., 1996.

12. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. — М., 2000.

13. Федотова, Л. Социология массовой коммуникации : теория и практика / Л. Федотова. — М., 1993.

Темы 7–8. Правовые и этические нормы журналистики

Вопросы для обсуждения

1. Какой статус имеют право и этика, регулирующие практику прессы?

2. Что такое «правовая культура журналиста»?

3. Укажите на типичные нарушения права со стороны СМИ.

4. Понятие права на информацию.

5. Как соотносятся права журналистов с обязанностями?

6. Какова нормативная база права на информацию?

7. Как вы можете охарактеризовать систему права СМИ в России?

8. Как сочетаются подзаконные акты и региональное законо-дательство?

9. Понятие информационной безопасности и информация ограничен-ного доступа в СМИ.

10. Отношения СМИ с судом и следствием.

11. Содержание этики СМИ.

Литература

1. Аврамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы / Д. С. Аврамов. — М., 2002.

2. Арнольд, П. Луцкер. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ / П. Арнольд. — М., 2005.

3. Астахов, П. А. Справочник журналиста и руководителя СМИ / П. А. Астахов. — М., 2008.

4. Ворошилов, В. В. Право и этика в журналистике / В. В. Воро-шилов. — СПб., 2004.

5. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста / Г. В. Лазу-тина. — М., 2003.

6. Законодательство РФ о средствах массовой информации. — М., 1996.

7. Таловов, В. П. Законодательство Российской Федерации о СМИ и журналистская деятельность / В. П. Таловов // Социальное функцио-нирование журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб., 1994.

8. Ламбет, Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии / Э. Б. Ламбет. – М., 1998.

9. Ковалев, Е. А. Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде / Е. А. Ковалев, В. Д. Шевчук. — Ярославль, 1995.

10. Федотов, М. А. Правовые основы журналистики / М. А. Федо-тов. — М., 2002.

11. Марвик, К. Ваше право на правительственную информацию / К. Марвик. — СПб., 1996.

Наши рекомендации