Издержки производства и их классификация

Прежде чем принять решение о том, сколько произвести, фирма должна про­анализировать издержки.

Издержки – это оплата приобретенных факторов производства.

Эта бесспорная истина разными экономистами рассматривается с разных позиций и с разными целями.

К. Маркс увязывал изучение издержек со стремлением исследовать особен­ности эксплуатации наемного труда, которые отражены в стоимости а, сле­довательно, в издержках.

В отличие от К. Маркса, современные западные экономисты рассматривают издержки с точки зрения хозяйственника.

Они полагают, что предприниматель от всех без исключения издержек ждет доход. На этом основании они включают в издержки прибыль предпринимателя, оценивая ее как плату за риск.

В их теории издержки производства, включающие в себя нормальную, среднюю прибыль, называются экономическими или вмененными, издержками.Кроме прибыли они включают в себя внешние и внутренние издержки.

В зарубежной литературе существует сложная классификация издержек.

В зависимости от влияния на них увеличения объемов производства издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки FC (fixed cost) – это те, которые не зависят от объема производства.

К ним относятся отчисления на амортизацию зданий и сооружений, рентные платежи, административно-управленческие расходы и т.д. Эти затраты должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.

Переменные издержки VC (variable cost) – это расходы, которые зави­сят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сы­рье, материалы, заработную плату и т. п. По мере роста объема производ­ства они возрастают.

Деление издержек на постоянные и переменные условно зависит от периода, за который проводится анализ. Так, для длительного периода все издержки являются переменными, ибо за большой срок все оборудование может быть заменено (куплен новый или продан старый завод и т. п.).

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые, или общие, издержки ТС (total cost).

Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних общих АТС(average total cost), средних постоянных AFC (average fixed cost) и средних переменных издержек AVC (average variable cost).

Средние издержкиважны для определения прибыльности фирмы: если цена равна средним издержкам, то фирма имеет эффект, равный нулю, при­быль отсутствует.

Если цена меньше средних издержек, то фирма несет убытки и может обан­кротиться.

Если цена больше средних издержек, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы.

Средние общие издержки равны частному от деления общих издержек на количество произведенной продукции:

ATC = TC / Q

Средние постоянные издержки определяются делением общих постоянных издержек на количество произведенной продукции:

AFC = TFC / Q

Средние переменные издержки образуются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции:

AVC = TVC / Q

В зависимости от метода оценки затрат различают бухгал­терские и альтернативные издержки.

Бухгалтерские издержки– это фактический расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения (это внутренние издержки, но не включающие в себя нормальную прибыль).

Альтернативные издержки– это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов исполь­зования ресурсов.

С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние (явные и неявные).

Внешние издержки– это денежные средства фирмы, направленные на зар­плату, приобретение сырья, оборудования, транспорта, энергии «со стороны», т. е. на поставщиков, не входящих в состав предприятия.

Внутренние издержки– это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс. Они включают в себя нормальную прибыль.

С целью определить максимальный выпуск продукции, на который может пойти фирма, рассчитывают предельные издержки.

Предельные издержки МС (marginal cost) – это дополнительные издерж­ки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравне­нию с данным объемом выпуска:

MC = TC / Q

3. Экономическая природа прибыли:

Наши рекомендации