Условия торговли и конъюнктура мирового рынка
Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных пропорций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продукцию также различны:
1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; нефть — экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т. д,
2) цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.
В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному Резкие колебания цен характерны для рынка продовольствия (например, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и готовой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг.
Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель "условия торговли" — соотношение экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам, или Рx/Рm. В общем случае, рост этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации, а падение (ухудшение условий торговли) свидетельствует о снижении благосостояния. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли.
На практике показатель условий торговли рассчитывается для отдельных стран или групп стран на основе индексов цен для экспорта и импорта (обычно используется индекс Ласпейреса). Условия торговли в году t по сравнению с базовым годом 0 (ТОТt0) можно представить следующим выражением:
Σp(x)I*бХiо
TOTt0 = Σp(m)I* бMiо
где:
р(х)i — отношение экспортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;
р(т)i — отношение импортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;
бХiо — доля экспорта товарной группы i в совокупном экспорте из данной страны в базовом году О,
бMiо —доля импорта товарной группы i в совокупном импорте в данную страну в базовом году 0.
Изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т.д.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности ее производства, то, при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.
Следует, однако, обратить внимание натак называемую проблему разоряющего роста, когда расширение экспорта приводит к такому ухудшению условий торговли, что благосостояние нации снижается. Эта проблема, которую впервые проанализировал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., может возникнуть, в частности, для многих развивающихся стран, в которых возможности экономического роста обусловлены расширением добыча экспорта сырья. Поскольку спрос на сырье на мировом рынке часто характеризуется низкой эластичностью, быстрое наращивание физических объемов экспорта приводит к такому падению мировых цен на сырье, которое перекрывает положительный эффект от самого экономического роста. В этом случае экспортере ширяющий рост может стать для страны невыгодным.
Как известно, цена - это денежное выражение стоимости товара. В основе стоимости лежат затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода и платежей в бюджет. С изменением стоимости, как правило, меняются и цены на товары. В международной торговле используются мировые цены. Они выступают как цены, которые согласовывают между собой крупнейшие продавцы и покупатели, или как цены основных мировых торговых центров, таких, например, как Чикагская торговая биржа, Лондонская биржа металлов тощо.
Процесс ценообразования на мировом рынке можно исследовать в результате анализа экспортных цен. Принято различать начальные цены и цены проникновения.
Начальные цены - это цены, устанавливаемые при первом вхождении на рынок. Они могут быть высокими в случае, когда на рынок поступает новый усовершенствованный продукт и несколько ниже, если на этом рынке уже есть товары, которые предлагает экспортер. В первом случае начальную цену определяет сам экспортер, во втором - она формируется в условиях конкуренции на ринку.
Цены проникновения - представляют собой низкие цены, которые устанавливают экспортеры ради перехвата массового потребителя в надежде, что потери на пониженные цены будут компенсированы выручкой от увеличения объема продаж и соответствующего снижения производственных затрат и стоимости маркетингу.
Мировые цены делят на две группы: