Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождения практики
На организационном собрании каждому студенту выдается «Дневник студента по практике», в котором фиксируются:
1) рабочий план прохождения практики;
2) содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты, места и времени ее выполнения;
3) экскурсии, беседы, лекции и другие мероприятия, проведенные студентом за время практики;
4) задание на выполнение научно-исследовательской работы
по теме дипломного проекта.
Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем он делает соответствующие отметки в рабочем плане.
В каждой группе из числа студентов, проходящих практику на одной базе, руководителем практики от кафедры назначается староста. Он ведет учет посещаемости практикантами рабочих мест, перемещений студентов по подразделениям, поддерживает связь с руководителем практики от кафедры, информирует его о ходе ее прохождения и возникающих проблемах, требующих совместного решения.
Преподаватель кафедры проводит со студентами консультации, контролирует соблюдение ими установленного порядка прохождения практики, оказывает им помощь в выполнении индивидуальных заданий. Контроль выполнения программы практики обеспечивается проверкой содержания собранных студентами материалов не реже одного раза в неделю.
При прохождении практики студент обязан:
• выполнять график прохождения практики и все задания, предусмотренные программой;
• ежедневно вести «Дневник студента по практике» и предъявлять его руководителю - преподавателю кафедры для проверки по его требованию;
• строго выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;
• соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
• выполнять задание по научно-исследовательской работе.
Рекомендации руководителям предприятий, где студенты проходят практику:
- назначить приказом непосредственного руководителя студентов- практикантов в отделах и на производственных участках;
- издать приказ о приеме студентов на работу;
- проводить инструктажи по охране труда и технике безопасности;
- создавать необходимые условия для получения знаний по специальности;
- предоставлять студентам возможность для работы с имеющейся специальной литературой и необходимой документацией;
- обеспечить организацию практики студентов в соответствии с программой и графиком прохождения практики;
- вести учет работы студентов на практике;
- контролировать соблюдение студентами производственной дисциплины;
- оформить характеристику студента об исполнении им обязанностей на рабочем месте практики.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обладают теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин «Микроэкономика», «Экономика и социология труда», «Основы менеджмента», «Экономический анализ деятельности организации», «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Инновационный менеджмент», «Организация труда персонала», «Мотивация трудовой деятельности», «Конфликтология», а также практическими навыками, полученными в ходе предыдущих практик и выполнения курсовых проектов.
Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и систематизацию материалов для написания дипломного проекта.
Содержанием практики является выполнение двух заданий.
Первое связано с составлением общей характеристики организации (глава 2 ВКР) — базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе — с анализом содержания и организации процесса управления персоналом (глава 3 ВКР) по рассматриваемой в теме дипломного проекта проблеме, его влияния на результаты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом.
Необходимую информацию для первого задания можно получить путем изучения следующих документов:
• финансового отчета;
• отчета о финансовых результатах;
• бухгалтерского баланса;
• устава организации;
• штатного расписания;
• правил внутреннего распорядка;
• положений о подразделениях;
• должностных инструкций;
• положения по оплате труда;
• положения по премированию;
• положения о вознаграждении по итогам работы за год.
В зависимости от направления исследований дипломного проекта для второго задания студент должен проанализировать:
• процесс формирования кадровой политики организации;
• состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;
• основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами);
• существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агентствами);
• методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации;
• программы подготовки кадрового резерва и работы с ним;
• планы служебного роста работников организации;
• процесс управления деловой карьерой сотрудников;
• методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала;
• организацию адаптации кадров;
• организацию подбора и расстановки кадров;
• управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;
• управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;
• способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;
• организацию труда руководителей, использования ими рабочего времени;
• методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;
• взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.
При выполнении второго задания студентам рекомендуется:
1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить:
• общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);
• подразделения службы управления персоналом (отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии
с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;
• технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;
• количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы оргструктуры управления организацией и изучения штатного расписания;
• состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по ТРУДУ и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор, трудовой договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.);
• состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, компьютерной техники, используемых при выполнении функций управления персоналом; уровень механизации и автоматизации труда работников кадровых служб; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условия труда, организацию его охраны и техники безопасности.
2. Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной или управляющей системе.
3. Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствования системы управления персона лом, сформулировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений.
При выполнении обоих заданий студент должен проявить умение:
• разбираться в плановых и отчетных документах;
• разбираться в производственных и управленческих ситуациях;
• делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;
• выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом деятельности организации и технико-экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию процессов управления персоналом.
При сборе материалов для дипломного проекта студентам рекомендуется пользоваться Методическими указаниями к дипломному проектированию для студентов специальности «Управление персоналом».
4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
В результате изучения организационной структуры управления, штатного расписания организации или подразделения, в котором студент проходит практику, необходимо разработать в зависимости от темы дипломного проекта следующее:
• организационную структуру системы управления персоналом;
• схему закрепления функций подсистем управления персоналом за подразделениями организации (должностными лицами подразделений);
• схему функциональных взаимосвязей исследуемого подразделения с другими подразделениями при выполнении функций управления персоналом;
• схему функционального разделения труда в исследуемом подразделении по выполнению функций управления персоналом;
• оперограммы выполнения процедур управления персоналом, которые предполагается в дальнейшем совершенствовать.
Разработанные документы являются обязательными составляющими аналитической части дипломного проекта.
5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Перед отъездом студентов на места прохождения практики начальник отдела практики проводит инструктаж по технике безопасности при прохождении практики на предприятиях. После инструктажа делается соответствующая запись в журнале регистрации проведения инструктажа по технике безопасности при направлении студентов на учебную и производственную практику, хранящемся в отделе практики.
Студентам, прибывшим на практику, категорически запрещается:
- приступать к прохождению практики без получения инструктажа по технике безопасности на предприятии;
- выполнять работу, не предусмотренную программой практики;
Инструктаж на предприятии включает в себя:
- вводный инструктаж (при приеме студентов на предприятие);
- инструктаж на рабочем месте (при допуске студента к рабочим местам практики или при переходе с одного рабочего места на другое).
Проведение инструктажей по технике безопасности соответствующим образом регистрируется.
Каждый студент, находящийся на практике, должен помнить, что от соблюдения правил техники безопасности, личного поведения на работе зависит сохранность здоровья, как самого студента, так и товарищей по работе.
О всех замеченных практикантом нарушениях правил и норм по технике безопасности необходимо сообщать руководителю практики от предприятия для принятия мер по их устранению.
6. ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения практики, в соответствии с индивидуальными заданиями, каждый студент составляет отчет, который является основой для выполнения выпускной квалификационной работы.
По результатам практики студент составляет индивидуальный письменный отчет по практике объемом 30 - 35с. Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, проведенной в период практики, и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики.
Оформление должно соответствовать следующим требованиям:
1.Текст располагается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297).
2. Текст набирается в редакторе Word для Windows шрифтом Times New Roman, прямым (не курсивом), черного цвета. Формат осуществляется по ширине, с абзацного отступа 1, 25 мм. Размеры основных символов – 14 рt, размер индексов – 0 рt, межстрочный интервал – 1,5.
3. Параметры страницы: левое поле – 3 см, правое поле – 1,5 см, верхнее поле 2, 0 см, нижнее поле - 2,0 см.
Нумерация страниц: первой страницей является титульный лист - он не нумеруется, второй – содержание и так далее, последней – последняя страница отчета.
Номер страницы проставляют арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки в конце.
Иллюстрации (рисунки, фотографии) В отчете желательно использовать иллюстративный материал, который располагают после текстов, где они упоминаются. На все иллюстрации должны быть ссылки. Иллюстрации обозначаются общим словом, например, (Ил.1), которое помещают при упоминании данного объекта в тексте.
Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводятся последние 2-3 дня преддипломной практики. Отчет должен включать текстовой, графический и другой иллюстративный материал.
При подготовке отчета по практике на компьютере следует использовать шрифт № 12 или 14, параметры страницы (поля): верхнее - 3 см, нижнее — 2,5 см, левое — 2,5 см, правое — 1 см. Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Список использованных источников должен содержать перечень источников, используемых при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТа. Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение нужно начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №), оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
Отсутствие данного материала приведет к серьезным затруднениям при написании выпускной квалификационной работы.
Руководствуясь настоящей программой, студент-практикант должен собрать материалы (внести соответствующие данные в разработанные таблицы, вычертить схемы, скопировать необходимые документы).
Отчет должен быть защищен студентом-практикантом не позднее сроков, определяемых заведующим кафедрой менеджмента. За несколько дней до защиты отчет для регистрации представляется студентом в деканат заочного обучения или деканат факультета экономики, психологии и управления и для проверки руководителем практики от института.
Защита отчета по практике оценивается руководителем практики кафедры дифференцированно - по пятибалльной системе. Студенты, получившие неудовлетворительные оценки, направляются на повторное прохождение практики.
7. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
В отчете за титульным листом размещаются документы, предоставляемые практикантом с места прохождения практики: дневник с содержанием работы на предприятие; характеристика работы студента во время практики.
Далее введение, в котором указываются цели и задачи практики (в соответствии цели и задач выпускной квалификационной работы). Данные отчета в последующем должны отражать специфику выпускной квалификационной работы.
По результатам практики студент составляет индивидуальный письменный отчет по практике. Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, проделанной в период практики, и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики.
Отчет состоит из нескольких разделов:
1) Введение.
2) Общая характеристика объекта практики и перспективы его развития.
3) Анализ производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.
4) Анализ действующей системы управления персоналом организации.
5) Анализ функций (процесса) управления персоналом (в рамках темы дипломного проекта).
6) Задание на разработку организационного проекта.
7) Результаты научно-исследовательской работы, выполненной на практике.
Оформленный отчет одновременно с заполненным «Дневником студента по практике», заверенным руководителем практики от организации, сдается руководителю практики от кафедры на проверку. Принятый руководителем отчет подлежит защите.
Защита отчета по практике (зачет) проводится перед комиссией в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком докладе (5-7 мин) студента и ответах на вопросы по существу отчета. Защита проводится с дифференцированной оценкой по 5-балльной шкале с учетом правильности ответов на вопросы и качества представленного отчета. При оценке работы студента принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от предприятия, отраженная в дневнике практики и заверенная подписью руководителя и печатью организации - базы практики.
Оценка проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и «Дневник студента по практике». Оценку зачета по практике вносят также в «Приложение к диплому специалиста».
Образец оформления титульного листа ПРИЛОЖЕНИЕ 1