История зарождения и развития профессии менеджер
Тема 1. Сущность деятельности по управлению и направления специализаций
История зарождения и развития профессии менеджер.
Сущность и содержание менеджмента организации.
Задачи и цели менеджмента. Основы философии для формирования мировозренческих позиций. Методы анализа развития общества для выявления этапов и закономерностей развития общества.
Модели и методы управления.
Менеджмент в микро- и макроэкономике.
Роль информации в подготовке управляющих для предприятий.
Функции менеджмента.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Сегодня менеджмент рассматривается как система экономического управления, как орган управления, как форма предпринимательской деятельности. Собственно, к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимаются искусство управления, основные результаты управления, процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие — это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями.
Менеджер — это специалист по управлению.
История зарождения и развития профессии менеджер
Предпосылкой становления профессии менеджер явилась сложившаяся ситуация, когда умение решать вопросы измерения и нормирования труда отдельного человека с целью рационального управления работниками привлекло внимание к более сложной задаче — мотивирования работников и установления производственных отношений между ними. Эта ситуация прослеживается со времени цехового производства. Основой цеха был человек — мастер, у которого учились ученики, подмастерья. Соответственно, управление строилось исходя из того, как устанавливались отношения между этими людьми. Важным было то, какую позицию в цехе люди занимали по отношению друг к другу.
Появление мануфактуры (фабрики, где использовался дробно разделенный ручной труд) принизило индивидуальность человека, на первое место вышли производственные операции. Мануфактура подготовила базу для следующей стадии индустриального развития, когда появилась машинная фабрика. Если в мануфактуре человек был подчинен операции, процедуре, схеме, то на фабрике человек становится полностью подчиненным машине. Крайним проявлением этого может служить конвейер. На фабрике управление строится уже в соответствии с логикой, задаваемой машиной.
В XX в. в 60—70-е и частично в 80-е гг. человек перестает подчиняться машине. В производство внедряются автоматы. Человек начинает подчинять себе машину. Возрастают проблемы творчества в труде, использования человеческого потенциала, расширяется использование групповой формы организации труда. Соответственно, принципиально изменяется подход к управлению. В 1980-1990-е гг. получают широкое распространение компьютерные информационные системы. Изменения в управлении персоналом становятся еще более существенными, потому что появилась возможность «вынести» машину за пределы организации. Это значительно меняет систему взаимоотношений между людьми в коллективе.
В XXI в. наиболее актуальной проблемой профессии менеджера будет дифференциация видов труда. Если сейчас управленческая теория учит тому, как сравнивать свое управление с управлением в других организациях (так называемый бенчмаркинг) и как измерять это сравнение, то управленческие теории XXI в. будут учить тому, как не быть таким, как все остальные. Если до этого управление учило тому, как правильно работать и создавать эффективные, правильные организационные системы, то в XXI в. возникает вопрос, как уйти от стандартов, от принятых систем, как быть другим. По мнению некоторых профессионалов, работающих в этой области, управленческие концепции будут связаны с тем, как разработать методологию управления, используя которую организации смогли бы найти способ отличаться от других. Быть непохожим на других очень трудно, но это будет основой управленческого успеха в XXI в.
Сущность и содержание менеджмента организации.
Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно усложнилось, так как расширяются их права и ответственность и требуется более гибкая адаптация к изменениям в окружающей среде. Возникают новые цели и функции, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создаются новые организации; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности и организационно-правовые формы организаций, разрабатываются и внедряются новые экономические механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного менеджмента.
Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:
• теория руководства;
• практические способы эффективного управления, или искусство управления.
Понятие «менеджмент» прочно вошло в обиход и стало привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.
В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин «менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. Термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент», потому что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления — об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.
Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других целей используются иные термины.
В наших условиях следует употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.
С учетом изложенного в работе термин «управление» будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».
Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.