Цель, задачи и основные функции предприятия.

Дать определение предприятия, принципы и критерии классификации предприятий.

Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги[1][2][3].

В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием[2][3].

Числящийся на балансе предприятия имущественный комплекс используется им для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

1. земельные участки;

2. здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути

3. оборудование, инвентарь;

4. сырьё;

5. продукцию;

6. права требования;

7. долги;

8. исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания)

9. денежные средства на счетах предприятия и в кассе предприятия.

Предприятие — обособленная специализированная единица, основным признаком которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством[4].

Для целей систематизации различного типа предприятий выделяют следующие факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы [5]:

· форма собственности;

· отраслевая принадлежность;

· организационно-правовая форма;

· размер предприятия;

· используемые ресурсы;

· местоположение;

· национальная принадлежность собственников предприятия.

По форме собственности различают предприятия, находящиеся в:

· государственной собственности;

· муниципальной собственности;

· частной собственности;

· собственности общественных организаций;

· иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства)

Цель, задачи и основные функции предприятия.

Производственное предприятие (фирма) – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения.
К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.
Целью деятельности любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли, т.е. возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям производимой продукции.
К основным функциям предприятия можно отнести следующие:

1. изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом на рынке;

2. продажа и поставка продукции потребителю;

3. послепродажное обслуживание продукции;

4. материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;

5. управление и организацию труда персонала на предприятии;

6. повышение качества продукции;

7. снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;

8. уплата налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет;

9. соблюдение действующих стандартов, нормативов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия, отраслевой принадлежности, формы собственности, степени специализации и кооперирования, наличия коммерческой и социальной инфраструктуры.
Производственное предприятие имеет внешнюю и внутреннюю среду.

2. Характеристика отрасли связи, её экономические особенности

Труд людей построен по принципу общественного разделения труда, так как многообразие потребностей в товарах и услугах делает невозможным для каждого отдельного человека самостоятельное производство всех необходимых ему благ. Давно известно, что, специализируясь на производстве определенных видов товаров и услуг, люди могут получить их в большем количестве и лучшего качества. Общественное разделение труда увеличивает производственные возможности общества, позволяет достичь большего совершенства за счет специализации и использования индивидуальных особенностей различных людей. Общественное разделение труда – это возникновение и развитие крупных сфер общественного материального производства, отраслей хозяйства страны: промышленности, сельского хозяйства, строительства, отраслей производственной инфраструктуры. Сельскохозяйственное производство обеспечивает общество продукцией растениеводства, животноводства, рыболовства, звероводства. Сельскохозяйственная продукция является готовой, не подвергаясь дополнительной обработке. Промышленное производство – это система взаимосвязанных специализированных отраслей и предприятий, занятых добычей и переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию, необходимую для дальнейшего производства и личного потребления.

Строительство также является отраслью материального производства. Отличительные особенности промышленности и строительства обусловлены характером перемещения в пространстве средств, продукции и рабочей силы. Продукция промышленности перемещается от одного рабочего места к другому, а средства производства и рабочая сила неподвижны. Продукция строительства, наоборот, привязана к месту, а перемещаются средства производства и рабочие места. В строительстве более длительный производственный цикл, больший объем незавершенного производства.

К материальному производству относятся также отрасли производственной инфраструктуры. Слово «инфраструктура» происходит от двух латинских слов: «infra» – «ниже», «под» и «struktura» – «строение». Под инфрастуктурой понимается совокупность отраслей, конечным результатом деятельности которых является не выпуск вещественной продукции, а обслуживание производства, населения, социальной сферы. К инфраструктуре относятся отрасли связи, транспорта, торговли, материально-технического снабжения, банковских услуг.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О связи» связь является одной из основных частей инфраструктуры страны и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов управления, юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Сеть электрической связи (телекоммуникации) – это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сообщений любого рода (звуков, изображений, текстов, знаков) с помощью электрических сигналов.

Сеть почтовой связи – это система предприятий связи и транспорта, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также распространение периодической печати и оказание иных дополнительных услуг.

Итак, отрасль связи не производит товары, вещи, предметы. Она предоставляет услуги. Можно ли ее, в таком случае, отнести к сфере материального производства, наряду с промышленностью? Ведь услуги предоставляют также и непроизводственные отрасли социальной сферы: культура, наука, искусство, образование, здравоохранение. От того, к какой сфере относится та или иная отрасль, зависит ее экономический уклад, методы ведения хозяйства, специфика проявления экономических законов, экономические категории. Поэтому, прежде чем изучать экономику в отрасли связи, мы должны выяснить ее принадлежность к сфере материального производства либо социальной сфере.

Принадлежность любой отрасли к сфере материального производства объясняется наличием нескольких признаков. Во-первых, для производства продукции необходимо привлечение ресурсов: природных, материальных, трудовых и финансовых. Природные ресурсы – это естественные силы и вещества, пригодные для использования в производстве. Они используются в натуральном виде, без предварительной обработки. Это земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п. Иногда эту категорию факторов для краткости называют «земля».

Материальные ресурсы – это все созданные человеком (рукотворные) средства производства, которые сами являются результатом производства на других предприятиях. Они подразделяются на основные и оборотные средства. К основным относятся здания, сооружения, машины и оборудование, инструменты, приспособления длительного пользования. К оборотным средствам относятся сырье, материалы, энергия, полуфабрикаты.

Трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте.

Финансовые ресурсы – это денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Отрасль связи, так же, как и промышленность, активно привлекает эти ресурсы для производства услуг связи, хотя в составе ресурсов есть некоторые отличия, о чем пишется ниже.

Во-вторых, в отрасли связи, как и в других отраслях материального производства, существуют товарноденежные отношения. Каждая услуга связи имеет стоимость, отражающая общественно необходимые затраты на ее производство. Услуги связи востребованы, они имеют и личное, и общественное потребление, то есть обладают потребительной стоимостью. Их стоимость выражается ценами (тарифами) на услуги связи. Предприятия реализуют свою продукцию по установленным тарифам потребителям, получая доходы, прибыль от этой деятельности.

В-третьих, отрасль связи, как и другие производственные отрасли, действует на полном хозяйственном расчете и самофинансировании. Предприятия связи производят продукцию, то есть услуги, на производство которых затрачиваются ресурсы. Затраты на производство и реализацию услуг связи окупаются выручкой, доходами от их реализации, а полученная прибыль используется для расширения и развития производства, материального стимулирования собственников и работников. Отрасль связи не зависит от бюджетного финансирования, как бюджетные организации, она самостоятельно изыскивает средства к существованию и развитию путем производства услуг.

Таким образом, связь в полной мере развивается в соответствии с экономическими законами и, следовательно, относится к сфере материального производства.

В то же время отрасль связи имеет ряд важных экономических особенностей в сравнении с промышленным, сельскохозяйственным и строительным производством:

- продукция связи имеет невещественный характер. Не телеграмма, не письмо являются продукцией, а процесс их передачи, пересылки адресату, иначе – продукцией являются не товары, не вещи, а услуги по перемещению товаров и информации. В отличие от промышленной продукции, для производства продукции связи не требуется сырья. Поэтому в составе затрат на производство материальные затраты занимают малую долю, а оплата труда и амортизация оборудования – большую;
- процесс производства и процесс потребления продукции связи неразрывны во времени. Если прекратилось действие оборудования, одновременно прекращается телефонный разговор, телепередача и т.д. Всякого рода нарушения сразу скажутся на потребителях. Если в промышленности бракованная продукция может быть изъята до ее реализации, то «бракованную» услугу изъять, как правило, невозможно. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на предприятия связи в обеспечении высокого качества;
- в производственном процессе по передаче междугородных и международных сообщений участвуют несколько предприятий связи. Поэтому в отрасли необходимо проводить единую техническую политику развития средств связи, использовать единые для всех однородных предприятий правила, стандарты, нормативы. Ведущую роль в этом играет Министерство связи и информатизации Республики Беларусь;
- наблюдается неравномерность поступления нагрузки от потребителей на предприятия связи по часам суток, дням недели и месяцам года, в отличие от промышленного производства. Промышленное производство должно быть ритмичным, только тогда оно считается эффективным. Связисты же не могут сделать производство ритмичным в силу полной зависимости от желания потребителей. Поэтому предприятия связи должны искать такие формы организации труда и производства, которые бы максимально возможно исключили потери в использовании рабочей силы. Тем не менее, даже при оптимальной организации труда, некоторое время, при отсутствии нагрузки, труд связистов носит дежурный характер, предполагает просто наличие работника на рабочем месте;
- наблюдается наличие многочисленной сети мелких структурных подразделений предприятий связи, разбросанных по всей обширной территории , обслуживаемой этими предприятиями. Это районные узлы электрической и почтовой связи, отделения связи. Последние должны быть в каждом населенном пункте, находиться близко к потребителю. Не редкость, когда структурные подразделения убыточны, нерентабельны. Однако они не могут быть упразднены, так как услуги связи должны быть доступны всем;
- процесс производства и процесс потребления в промышленности разделены во времени, поэтому промышленные предприятия организуют складское хранение готовой продукции, объем произведенной и объем реализованной продукции у них не равны. Продукция связи – не вещественна, процессы производства и потребления неразрывны во времени, поэтому объем произведенной продукции приравнивается к объему реализованной продукции и численно равен выручке от реализации услуг связи.

Перечисленные отличия отрасли связи от других производственных отраслей предопределяют особенности экономики, организации и планирования на предприятиях связи.

Наши рекомендации