Сущность и измерение экономического роста

Экономический рост – продолжительный прирост производственного потенциала страны, который определяется объемом производства, которого можно достичь при нормальных условиях работы предприятия. Нормальные условия функционирования предприятия допускают: перегрузку основного капитала вследствие несения специальных вахт или сверхурочных работ; перегрузку основного капитала или производственных мощностей вследствие безработицы.

Эконом.рост является важнейшей целью общества, т.к. на основе его можно достичь экономического и социального прогресса. Критерием экономического прогресса служит увеличение прибавочного продукта как источника развития экономики, расширения производства, развития науки и культуры. Эконом. Рост позволяет прогнозировать перспективы развития общества. Кроме того, эконом.рост создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Высшим критерием социального прогресса является развитие человека как личности, уровень удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Эконом. рост измеряется двумя способами:

Увеличение реального ВНП или чистого нац. продукта за определенный период

Увеличение ВНП или чистого нац. продукта на душу населения за определенный период

Экономич. рост измеряется обычно годовыми темпами роста в процентах. Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. руб. в прошлом году и 210 млрд.руб. в текущем году, то темп роста ВНП будет равен:

100%*(210 – 200)/200 = 5%

Факторы, типы и противоречия экономического роста.

Факторы, обуславливающие экономический рост:

Факторы предложения: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, уровень технологий.

Факторы спроса: уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, гос.расходы, чистый экспорт.

Факторы распределения: эффективное использование ресурсов; рациональность, полнота, вовлечение ресурсов производственных процессов; создание эффективной структуры производства.

Типы экономического роста:

Экстенсивный (до середины ХХ века – развитие). Предполагает увеличение объема производства посредством увеличения дополнительных ресурсов (освоение целинных земель, привлечение доп. рабочей силы). При этом средняя производительность труда не изменяется и факторы производства используются на прежней технической основе.

Интенсивный (с середины ХХ века). Предполагает увеличение объема производства засчет более эффективного использования факторов производства и означает: внедрение достижения науки и техники производства; улучшение качества продукта труда и ресурсов.

На практике экстенсивный и интенсивный факторы сочетаются друг с другом в определенной комбинации, поэтому различают преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы экономического роста.

Последствия экономического роста:

Негативные: загрязнение окружающей среды; профессиональные навыки быстро устаревают, экономический рост сам по себе не решает социально-экономические проблемы.

Позитивные: повышение уровня жизни; уменьшение противоречия между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов; рост уровня образования, увеличение возможностей для реализации своих способностей.

Основные средства и методы государственного регулирования экономики.

Основная цель государства в экономике - достижение экономической и социальной стабильности в обществе.

Для ее осуществления нужно определиться в функциях государства в экономике:

Законодательная регламентация экономической жизни

Охрана прав собственности

Создание условий для поддержания конкуренции

Поддержание и защита национального предпринимательства

Поддержание социальной стабильности

Защита нетрудоспособных

Для того, чтобы осуществить эти функции, их нужно материализовать – государственное программирование (регулирование) экономики.

С точки зрения срока разрешения программы бывают: краткосрочная, среднесрочная (ежегодное корректирование объекта), долгосрочное.

С точки зрения объектов регулирования, государственные регулируемые программы бывают:

отраслевые

региональные

общегосударственные

программы развития предприятий.

Разработка государственных программ включает в себя 4 основных этапа:

Формирование целевой функции (вступают в действие политические решения, посредством которых определяется очередность целей и их необходимые уровни)

Формируются пакеты вариантов экономической политики, которая должна обеспечить эффективное достижение целей государственных программ

Прогнозируется ресурсное покрытие всех вариантов программ. Для этого разрабатывается бюджет средств, необходимых для ее осуществления, определения системы управления и контроля над реализацией программы

Выявляется критерий, который позволяет оптимизировать выбор одного из вариантов программы

Методы государственного регулирования экономики.

Государственная собственность

Экономическое воздействие государства, которое включает:

бюджетно-налоговая политика

денежно-кредитная политика

государственные расходы

ценовая политика и т.д.

Административное воздействие государства, которое включает в себя ограничения, налагаемые административно или законодательно, но не касающиеся стоимостных факторов

Экономико-административное воздействие – контроль государства над экономическими субъектами, ценами и др.

Информационное воздействие

Государственное хозяйственное законодательство и инспекция

Средства гос. регулирования.

Право государства быть законодателем и инспектором

Гос. финансы (гос.бюджет, перераспределенный в нац.доход)

Сбор и переработка хозяйственной информации

Гос.сектор в экономике (гос.ЦБ, кредиты, запасы, страхование)

Субъектами гос.регулирования экономики явл-ся все гос.(министерства, ведомства, органы юстиции) и полугосударственные (региональные и местного ругилирования) органы.

Объектами гос.регулирования явл-ся цены, инфляция, отрасли, доходы, безработица и т.д.

Пределы гос.регулирования определяются эффективностью рыночной экономики, обычно сводятся к след. действиям государства:

Выработка экономической политики

Управление предприятиями и олрганизациями, которые сотавл. гос. собственность

Установление правовых основ рынка и ценовой политики

Регулирование внешних эконом. отношений

Методы гос.регулирования

Проактивная модель включает комплекс мер, которые направлены на улучшение экономического положения населения (влияют прямо и косвенно)

Реактивная модель включает систему поддержки и защиты наиболее уязвимых социальных групп и слоев населения в процессе их адаптации к изменяющимся условиям рынка

К прямым методам гос.воздействия на экономику относятся: административные методы – гос.дотации, субвенции, субсидии ;гос. программы – финансирование соц.сферы, введение обязательных норм и нормативов (санитарные, экологические), гос.заказы и антимонопольные законы (штрафные санкции, контроль над ценами, доходами и качеством продукции, регистрация предприятий).

Косвенное воздействие: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная политика.

Наши рекомендации