Организация государственного регулирования товарного обращения

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа

По дисциплине:Экономика товарного обращения.

Тема: Организация государственного регулирования товарного обращения.

Экономическая природа и содержание потребительского спроса.

Предложение товаров и его связь с потребительским спросом.

Преподаватель:Андреева Мария Сергеевна

Студент:Гапшина Ирина Александровна

Факультет заочного образования

Группа Э/04

Содержание

1. Организация государственного регулирования товарного обращения. 3

2. Экономическая природа и содержание потребительского спроса. 10

3. Предложение товаров и его связь с потребительским спросом.. 13

Список используемой литературы.. 15

Организация государственного регулирования товарного обращения.

Товарное обращение - процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.

Согласно ГОСТ Р 51303-99 объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.

Либерализация цен и форсированная приватизация в отраслях товарного обращения России в начале 90-х годов привели к уско­ренному внедрению рыночных регуляторов при замедленном развитии процессов демонополизации и других условий здоровой конкуренции. По мере противоречивого развития рыночных отношений осуществляется переход от отраслевого управления к тер­риториальному регулированию предприятий торговли и других отраслей товарного обращения. При этом существенно меняются цели и задачи государственного регулирования товарного обращения. Органы территориального и федерального управления освобождаются от функций непосредственного хозяйственного руководства торговыми предприятиями, а также от коммерческих функций, связанных с торгово-посредническими операциями. Исключение составляют находящиеся в составе федерального министерства экономического развития и торговли учреждения интеллектуального обслуживания: научно-исследовательские и учебные инсти­туты и центры.

На федеральном уровне государственным регулированием внешне­торговой деятельности и внутренней торговли потребительскими товарами занимается упомянутое выше министерство. В части го­сударственного регулирования внутреннего потребительского рынка оно выполняет следующие основные задачи:

Ø содействие развитию конкурентной среды на потребительском рынке, стимулирование развития мелкого предпринимательства и современных форм интеграции торговых предприятий;

Ø разработка и реализация государственной политики развития торговли и других отраслей товарного обращения;

Ø координация работ по вопросам защиты потребительского рынка от некачественных импортных и отечественных товаров;

Ø взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав потреби­телей, совершенствования организации торгового обслужи­вания, распространения прогрессивных торговых технологий, передового отечественного и зарубежного опыта организации торговли;

Ø организация информационногообеспечения участников потребительского рынка;

Ø организация подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации кадров.

Негосударственное регулирование в данной области осуществляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, созданная предпринимателями с целью согласования, представительства и защиты своих интересов перед органами государственной власти, международными организациями и иностранными государствами. Она объединяет 130 территориальных Торгово-про­мышленных палат, имеет 15 представительств в зарубежных странах и постоянно действующие органы для разрешения экономических споров между предпринимателями: Международный коммерческий арбитражный суд, Морскую арбитражную комиссию, третейский суд при федеральной палате и 33 третейских суда при территори­альных палатах.

Государственное регулирование товарного обращения на реги­ональном уровне осуществляется по трем основным направлениям:

1. формирование конкурентных отношений и инфраструктуры потребительских рынков;

2. регулирование деятельности предприятий торговли всех форм собственности, формирование региональной торговой политики в соответствии с принятой политикой федеральных и местных органов власти;

3. защита прав потребителей.

Реализация основных направлений государственного регулиро­вания обеспечивается определенным набором организационных функций, выполняемых территориальными органами государствен­ного регулирования торговли (комитетами, управлениями, депар­таментами, отделами). Применительно к структуре органов госу­дарственного регулирования торговли в Санкт-Петербурге перечень основных функций представлен в табл. 2.1.

Первые две функции, представленные в таблице, выполняются Комитетом по потребительскому рынку города, территориальным управлением МАП, Комитетом по управлению городским имущест­вом и Фондом имущества города. В результате коммерциализации и приватизации подавляющая часть предприятий торговли преоб­разована в хозяйственные товарищества, акционерные общества и другие организационно-правовые формы, базирующиеся на не­государственных формах собственности. В этих условиях мелкие и средние предприятия торговли, не обладающие необходимыми складскими помещениями, испытывают серьезные трудности с ор­ганизацией эффективных закупок товаров и рационального товаро­движения. Повышение конкурентоспособности таких предприятий может быть обеспечено на основе их объединения в современные цепные или вертикально организованные компании. Поэтому феде­ральные и территориальные органы государственного регулирования должны поддерживать и по возможности регулировать прогрессивные интеграционные процессы в торговле, действуя в рамках существу­ющего антимонопольного законодательства.

Наиболее острые проблемы формирования конкурентных отно­шений в торговле в условиях финансово-экономического кризиса в стране рассмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации» от 12 октября 1998 г. В нем предложено:

Ø органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации снять ограничения на свободное перемещение про­довольственных товаров на территории Российской Федерации и принять необходимые меры к обеспечению выполнения договорных обязательств по поставкам продовольствия спец­потребителям, в Москву и Санкт-Петербург, другие промыш­ленные центры, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

Ø Государственному комитету по статистике незамедлительно организовать недельный мониторинг производства, оборота, запасов и уровня потребительских цен важнейших продо­вольственных, других социально значимых товаров и лекарст­венных средств;

Ø Министерству торговли, Государственному комитету по стан­дартизации и метрологии, Министерству здравоохранения, Министерству сельского хозяйства и продовольствия обес­печить в пределах своей компетенции контроль за качеством и безопасностью продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств, а также соблю­дение правил торговли на потребительском рынке.

Реализация второго направления государственного регулирова­ния деятельности предприятий торговли всех форм собственности включает следующие четыре организационные функции, указанные в табл. 2.1. Разработка прогнозов и программ развития торговли города необходима для того, чтобы выявить диспропорции разви­тия рынка и на этой основе оказывать эффективное воздействие на развитие отраслей товарного обращения. Особое значение имеет организация систематического, а не от случая к случаю, контроля основных параметров развития торговли города в целях своевре­менного реагирования на развитие негативных ситуаций в этих отраслях.

Серьезной проблемой, сдерживающей развитие предпринима­тельства и повышения конкурентоспособности предприятий и организаций торговли, является отсутствие достоверной статисти­ческой и прогнозной информации о состоянии потребительского рынка, рынков отдельных товаров, результатов деятельности отдель­ных отраслей товарного обращения и крупных торговых организаций.

Решение данной проблемы связано с переориентацией террито­риальных органов регулирования торговли на организацию про­гнозно-аналитической и информационной работы в области потребительского рынка и предпринимательской деятельности, в отраслях товарного обращения. Создаваемые информационные системы должны быть ориентированы на интересы трех основных типов потребителей информации:

а) федеральных и региональных органов управления и регулирования потребительского рынка;

б) крупных корпоративных структур; в) средних и мелких пред­принимателей.

Слабым звеном в организации государственного регулирования является воздействие на воспроизводственные условия развития отраслей товарного обращения. Это проявляется в следующем: во-первых, в некоторых регионах страны местными органами власти ограничивается уровень торговых надбавок на реализуемые товары, что в условиях постоянной инфляции издержек сковывает возмож­ности самофинансирования предприятий и отраслей товарного обращения; во-вторых, из-за инфляции и постоянного обесценения собственных оборотных средств предприятия и организации испытывают серьезные финансовые трудности по поддержанию их необходимого уровня. В результате резко снизились объемы закупок и реализации товаров, финансовая устойчивость предприятий. Решение этих проблем связано с логическим завершением начатого в январе 1992 г. процесса либерализации цен, его распространением на все звенья товародвижения, а также с введением льготного на­логообложения той части прибыли предприятий, которая направ­ляется на прирост собственных оборотных средств.

В условиях возрастающей дифференциации населения по уровню душевого дохода возникает необходимость в создании торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, которым предоставляются финансовые льготы. В соответствии с законом Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 28 июня 1995 г. пред­приятия общественного питания, обслуживающие малоимущих граждан по направлениям органов социального обеспечения и использующие более 50% мест для обслуживания этой категории граждан, освобождены от уплаты налога на прибыль в части суммы, зачисляемой в бюджет города. Для специализированных хлебо­булочных и молочных предприятий розничной торговли, у которых реализация этих товаров составляет более 50% в общем объеме товарооборота, в два раза уменьшена ставка зачисляемого в бюджет города налога на прибыль.

Последние четыре функции государственного регулирования торговли объединяет их общая направленность на защиту прав потребителей. Принятый 7 февраля 1992 г. (последняя редакция 9 января 1996 г.) закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями и предпринимателями, устанав­ливает права потребителей и механизм их реализации. В нем пре­дусмотрена обязательная сертификация товаров, потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан. Принятый в его развитие закон «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. обязывает производителей продукции, подлежащей серти­фикации, реализовывать и даже рекламировать эту продукцию при наличии сертификата качества. В соответствии с этим законом разработана нормативно-техническая документация по стандарти­зации и сертификации продукции и услуг общественного питания.

В переходный период к рыночным отношениям актуальной остается проблема контроля качества товаров и правил торговли. Такой контроль осуществляется в соответствии с «Правилами оказания услуг общественного питания»,, утвержденными Прави­тельством Российской Федерации 15 августа 1993 г., «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными Правитель­ством Российской Федерации 19 января 1993 г., «Правилами продажи товаров по заказам и на дому покупателей», утвержден­ными Правительством Российской Федерации 20 февраля 1995 г. и другими нормативными документами. Контроль осуществляется различными функциональными подразделениями местных органов исполнительной власти. До настоящего времени не выработано четкое разделение функций государственного регулирования тор­говли и других отраслей товарного обращения между различными подразделениями исполнительной власти. Необходима также ко­ординация взаимодействия различных органов государственного регулирования. Опыт координации деятельности территориальных органов государственного регулирования торговли департаментом потребительского рынка и услуг Москвы и других регионов свиде­тельствует об эффективности комплексного подхода к организации регулирующих воздействий на процессы обращения товаров.

Непосредственным организатором, координатором и исполни­телем функций государственного регулирования является муници­пальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в тор­говле, оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.

Экономическая природа и содержание потребительского спроса

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потреб­ности — это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные по­требности людей, например в обуви определенной модели, опре­деленного цвета и т. п. — недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его по­требностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.

Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос — это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос — это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограни­ченные имеющимися у них денежными средствами.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализован­ный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, из­расходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Кос­венными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос — это спрос на укрупненные группы товаров, на­пример на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.

Микроспрос — это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших террито­риальных единиц.

В современной экономической литературе и на практике при­меняется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары.

Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

1) предпочтения потребителей;

2) численность и состав потребителей на рынке;

3) уровень денежных доходов населения и их дифференциация;

4) уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;

5) потребительские ожидания относительно возможных изме­нений доходов и цен на товары;

6)прочие факторы: национальные, географические, климати­ческие и др.

Первые две и шестая группы факторов спроса вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потреб­ности потребителей в конкретных товарах. При наличии предпоч­тений потребителей относительно определенных товаров реша­ющее значение имеют уровень доходов потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру. Согласно закону Э. Энгеля (немецкого ученого, 1821-1896) по мере повы­шения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности удовлетворяются более совершенными и добро­качественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются коэффи­циенты эластичности спроса.

Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конеч­ной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее — соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

Наши рекомендации