Организация государственного регулирования товарного обращения
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Контрольная работа
По дисциплине:Экономика товарного обращения.
Тема: Организация государственного регулирования товарного обращения.
Экономическая природа и содержание потребительского спроса.
Предложение товаров и его связь с потребительским спросом.
Преподаватель:Андреева Мария Сергеевна
Студент:Гапшина Ирина Александровна
Факультет заочного образования
Группа Э/04
Содержание
1. Организация государственного регулирования товарного обращения. 3
2. Экономическая природа и содержание потребительского спроса. 10
3. Предложение товаров и его связь с потребительским спросом.. 13
Список используемой литературы.. 15
Организация государственного регулирования товарного обращения.
Товарное обращение - процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.
Согласно ГОСТ Р 51303-99 объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.
Либерализация цен и форсированная приватизация в отраслях товарного обращения России в начале 90-х годов привели к ускоренному внедрению рыночных регуляторов при замедленном развитии процессов демонополизации и других условий здоровой конкуренции. По мере противоречивого развития рыночных отношений осуществляется переход от отраслевого управления к территориальному регулированию предприятий торговли и других отраслей товарного обращения. При этом существенно меняются цели и задачи государственного регулирования товарного обращения. Органы территориального и федерального управления освобождаются от функций непосредственного хозяйственного руководства торговыми предприятиями, а также от коммерческих функций, связанных с торгово-посредническими операциями. Исключение составляют находящиеся в составе федерального министерства экономического развития и торговли учреждения интеллектуального обслуживания: научно-исследовательские и учебные институты и центры.
На федеральном уровне государственным регулированием внешнеторговой деятельности и внутренней торговли потребительскими товарами занимается упомянутое выше министерство. В части государственного регулирования внутреннего потребительского рынка оно выполняет следующие основные задачи:
Ø содействие развитию конкурентной среды на потребительском рынке, стимулирование развития мелкого предпринимательства и современных форм интеграции торговых предприятий;
Ø разработка и реализация государственной политики развития торговли и других отраслей товарного обращения;
Ø координация работ по вопросам защиты потребительского рынка от некачественных импортных и отечественных товаров;
Ø взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей, совершенствования организации торгового обслуживания, распространения прогрессивных торговых технологий, передового отечественного и зарубежного опыта организации торговли;
Ø организация информационногообеспечения участников потребительского рынка;
Ø организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Негосударственное регулирование в данной области осуществляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, созданная предпринимателями с целью согласования, представительства и защиты своих интересов перед органами государственной власти, международными организациями и иностранными государствами. Она объединяет 130 территориальных Торгово-промышленных палат, имеет 15 представительств в зарубежных странах и постоянно действующие органы для разрешения экономических споров между предпринимателями: Международный коммерческий арбитражный суд, Морскую арбитражную комиссию, третейский суд при федеральной палате и 33 третейских суда при территориальных палатах.
Государственное регулирование товарного обращения на региональном уровне осуществляется по трем основным направлениям:
1. формирование конкурентных отношений и инфраструктуры потребительских рынков;
2. регулирование деятельности предприятий торговли всех форм собственности, формирование региональной торговой политики в соответствии с принятой политикой федеральных и местных органов власти;
3. защита прав потребителей.
Реализация основных направлений государственного регулирования обеспечивается определенным набором организационных функций, выполняемых территориальными органами государственного регулирования торговли (комитетами, управлениями, департаментами, отделами). Применительно к структуре органов государственного регулирования торговли в Санкт-Петербурге перечень основных функций представлен в табл. 2.1.
Первые две функции, представленные в таблице, выполняются Комитетом по потребительскому рынку города, территориальным управлением МАП, Комитетом по управлению городским имуществом и Фондом имущества города. В результате коммерциализации и приватизации подавляющая часть предприятий торговли преобразована в хозяйственные товарищества, акционерные общества и другие организационно-правовые формы, базирующиеся на негосударственных формах собственности. В этих условиях мелкие и средние предприятия торговли, не обладающие необходимыми складскими помещениями, испытывают серьезные трудности с организацией эффективных закупок товаров и рационального товародвижения. Повышение конкурентоспособности таких предприятий может быть обеспечено на основе их объединения в современные цепные или вертикально организованные компании. Поэтому федеральные и территориальные органы государственного регулирования должны поддерживать и по возможности регулировать прогрессивные интеграционные процессы в торговле, действуя в рамках существующего антимонопольного законодательства.
Наиболее острые проблемы формирования конкурентных отношений в торговле в условиях финансово-экономического кризиса в стране рассмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации» от 12 октября 1998 г. В нем предложено:
Ø органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации снять ограничения на свободное перемещение продовольственных товаров на территории Российской Федерации и принять необходимые меры к обеспечению выполнения договорных обязательств по поставкам продовольствия спецпотребителям, в Москву и Санкт-Петербург, другие промышленные центры, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
Ø Государственному комитету по статистике незамедлительно организовать недельный мониторинг производства, оборота, запасов и уровня потребительских цен важнейших продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств;
Ø Министерству торговли, Государственному комитету по стандартизации и метрологии, Министерству здравоохранения, Министерству сельского хозяйства и продовольствия обеспечить в пределах своей компетенции контроль за качеством и безопасностью продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств, а также соблюдение правил торговли на потребительском рынке.
Реализация второго направления государственного регулирования деятельности предприятий торговли всех форм собственности включает следующие четыре организационные функции, указанные в табл. 2.1. Разработка прогнозов и программ развития торговли города необходима для того, чтобы выявить диспропорции развития рынка и на этой основе оказывать эффективное воздействие на развитие отраслей товарного обращения. Особое значение имеет организация систематического, а не от случая к случаю, контроля основных параметров развития торговли города в целях своевременного реагирования на развитие негативных ситуаций в этих отраслях.
Серьезной проблемой, сдерживающей развитие предпринимательства и повышения конкурентоспособности предприятий и организаций торговли, является отсутствие достоверной статистической и прогнозной информации о состоянии потребительского рынка, рынков отдельных товаров, результатов деятельности отдельных отраслей товарного обращения и крупных торговых организаций.
Решение данной проблемы связано с переориентацией территориальных органов регулирования торговли на организацию прогнозно-аналитической и информационной работы в области потребительского рынка и предпринимательской деятельности, в отраслях товарного обращения. Создаваемые информационные системы должны быть ориентированы на интересы трех основных типов потребителей информации:
а) федеральных и региональных органов управления и регулирования потребительского рынка;
б) крупных корпоративных структур; в) средних и мелких предпринимателей.
Слабым звеном в организации государственного регулирования является воздействие на воспроизводственные условия развития отраслей товарного обращения. Это проявляется в следующем: во-первых, в некоторых регионах страны местными органами власти ограничивается уровень торговых надбавок на реализуемые товары, что в условиях постоянной инфляции издержек сковывает возможности самофинансирования предприятий и отраслей товарного обращения; во-вторых, из-за инфляции и постоянного обесценения собственных оборотных средств предприятия и организации испытывают серьезные финансовые трудности по поддержанию их необходимого уровня. В результате резко снизились объемы закупок и реализации товаров, финансовая устойчивость предприятий. Решение этих проблем связано с логическим завершением начатого в январе 1992 г. процесса либерализации цен, его распространением на все звенья товародвижения, а также с введением льготного налогообложения той части прибыли предприятий, которая направляется на прирост собственных оборотных средств.
В условиях возрастающей дифференциации населения по уровню душевого дохода возникает необходимость в создании торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, которым предоставляются финансовые льготы. В соответствии с законом Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 28 июня 1995 г. предприятия общественного питания, обслуживающие малоимущих граждан по направлениям органов социального обеспечения и использующие более 50% мест для обслуживания этой категории граждан, освобождены от уплаты налога на прибыль в части суммы, зачисляемой в бюджет города. Для специализированных хлебобулочных и молочных предприятий розничной торговли, у которых реализация этих товаров составляет более 50% в общем объеме товарооборота, в два раза уменьшена ставка зачисляемого в бюджет города налога на прибыль.
Последние четыре функции государственного регулирования торговли объединяет их общая направленность на защиту прав потребителей. Принятый 7 февраля 1992 г. (последняя редакция 9 января 1996 г.) закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей и механизм их реализации. В нем предусмотрена обязательная сертификация товаров, потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан. Принятый в его развитие закон «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. обязывает производителей продукции, подлежащей сертификации, реализовывать и даже рекламировать эту продукцию при наличии сертификата качества. В соответствии с этим законом разработана нормативно-техническая документация по стандартизации и сертификации продукции и услуг общественного питания.
В переходный период к рыночным отношениям актуальной остается проблема контроля качества товаров и правил торговли. Такой контроль осуществляется в соответствии с «Правилами оказания услуг общественного питания»,, утвержденными Правительством Российской Федерации 15 августа 1993 г., «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными Правительством Российской Федерации 19 января 1993 г., «Правилами продажи товаров по заказам и на дому покупателей», утвержденными Правительством Российской Федерации 20 февраля 1995 г. и другими нормативными документами. Контроль осуществляется различными функциональными подразделениями местных органов исполнительной власти. До настоящего времени не выработано четкое разделение функций государственного регулирования торговли и других отраслей товарного обращения между различными подразделениями исполнительной власти. Необходима также координация взаимодействия различных органов государственного регулирования. Опыт координации деятельности территориальных органов государственного регулирования торговли департаментом потребительского рынка и услуг Москвы и других регионов свидетельствует об эффективности комплексного подхода к организации регулирующих воздействий на процессы обращения товаров.
Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле, оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.
Экономическая природа и содержание потребительского спроса
Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.
Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потребности — это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например в обуви определенной модели, определенного цвета и т. п. — недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.
Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос — это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос — это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами.
В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.
В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.
Макроспрос — это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.
Микроспрос — это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц.
В современной экономической литературе и на практике применяется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары.
Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:
1) предпочтения потребителей;
2) численность и состав потребителей на рынке;
3) уровень денежных доходов населения и их дифференциация;
4) уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;
5) потребительские ожидания относительно возможных изменений доходов и цен на товары;
6)прочие факторы: национальные, географические, климатические и др.
Первые две и шестая группы факторов спроса вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потребности потребителей в конкретных товарах. При наличии предпочтений потребителей относительно определенных товаров решающее значение имеют уровень доходов потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру. Согласно закону Э. Энгеля (немецкого ученого, 1821-1896) по мере повышения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности удовлетворяются более совершенными и доброкачественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются коэффициенты эластичности спроса.
Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конечной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее — соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.