Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Факультет экономики, управления и права

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа учебной

дисциплины

«МАКРОЭКОНОМИКА»

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по направлению 080100 «Экономика»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Автор – составитель:

д.э.н., проф. Мысаченко В.И.

Москва - 2016

Мысаченко Виктор Иванович. Макроэкономика.

Рабочая учебная программа. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080100 «Экономика», (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рецензент:Крылова Е.Б., д.э.н., проф., заведующая кафедрой экономических и финансовых дисциплин Московского Гуманитарного Университета

Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры экономической теории и актуальных проблем экономики НИБ

Протокол № 10 от 24.06. 13 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………………..
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………...
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……………
4. Тематический план…………………………………..………………………………
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………..
6. Планы семинарских занятий………………………………………………………..
7. Методические указания студентам……..……………………………….………….
8. Словарь основных терминов………………………………………………………..
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….…………
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….………………..
11. Перечень литературы………………………………………………………………

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая учебная программа курса " Макроэкономика"составлена в соответствии квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика».

Учебная программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.

Глубокое понимание современных проблем экономического развития невозможно без изучения макроэкономики. В этой дисциплине рассматриваются процессы, протекающие в национальной экономике, на ее агрегированных рынках. Макроэкономика показывает, как экономическая теория находит свое воплощение в экономической политике государства и как государственное регулирование отражается на состоянии экономики страны. Макроэкономика позволяет изучить терминологию и методологию современного экономического исследования, овладение которыми является важной задачей высшего экономического образования.

Цель изучения учебной дисциплины - формирование у студентов современного управленческого и экономического мышления на основе разностороннего осмысления макроэкономических явлений и процессов; моделей макроэкономической политики государства; ресурсов инновационного развития и экономического роста. Образовательный процесс по данному курсу направлен на формирование общекультурных (ОК-4, ОК-5) и профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8) компетенций.

Объектом учебной дисциплины является национальная экономика, т.е. экономика страны в целом.

Предметом учебной дисциплинывыступают экономические отношения, складывающиеся между основными экономическими субъектами: домашними хозяйствами, предприятиями, государством и иностранными потребителями отечественной продукции.

Образовательные задачи учебной дисциплины состоят в изучении законов функционирования экономики страны в целом, уяснение поведения основных экономических субъектов национальной экономики, а также факторов и тенденций развития экономики посредством макроэкономического анализа.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание и структура дисциплины «Макроэкономика» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК). Выпускник по направлению подготовки «Экономика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).

При формировании профессиональных компетенций (ПК), обучающийся должен обладать:

· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

· способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

· способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

· способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

· способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: закономерности функционирования экономики на макроуровне; экономические основы поведения основных субъектов, взаимодействующих в рамках макроэкономики; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства; основные понятия, категории, инструменты и модели макроэкономики.

уметь:анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на макроуровне; ориентироваться в основных направлениях макроэкономической политики государства и их воздействии на развитие различных сфер экономики страны; анализировать и интерпретировать данные зарубежной и отечественной статистики о социально-экономических процессами явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

владеть:современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне; информацией, необходимой для ориентирования в основных текущих проблемах макроэкономики, в тенденциях развития национального и мирового хозяйства.

Формы контроля.

Текущий контроль: выступления и решение задач на семинарских занятиях; контрольные работы, письменные домашние задания в рабочей тетради; промежуточное и итоговое тестирование.

Промежуточная аттестация– экзамен.

Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские занятия; решение задач; обсуждение вопросов семинара; письменные домашние работы в рабочей тетради; тесты; консультации преподавателей. По темам 2,3,4 занятия проводятся в активной и интерактивной форме.

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов), из них:

- очная форма обучения: 28 часов – лекции, 28 часов – семинарские и практические занятия, 124 часа – самостоятельная работа;

- очно - заочная форма обучения: 12 часов – лекции, 12 часов – семинарские и практические занятия, 156 часов – самостоятельная работа.

На лекциях студенты получают знания об основных закономерностях, моделях и тенденциях развития национального и мирового хозяйства; о современной системе макроэкономических связей и показателей.

В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, разбираются конкретные примеры и задачи, обсуждаются актуальные макроэкономические проблемы, проводится тестирование студентов.

Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций и подготовки к семинарским занятиям. Изучение курса завершается экзаменом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Макроэкономика»

(очная форма обучения-180 ч.)

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
1. Национальная экономика: основные макроэкономические показатели
2. Государственное регулирование экономики 5/5* 2* 3*
3. Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода 8/8* 4* 4*
4. Экономическая нестабильность: цикличность развития экономики и безработица 8/4* 4*
5. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика.
6. Финансовая система и финансовая политика
7. Инфляция и антиинфляционная политика государства
8. Социальная политика государства
9. Экономический рост
Итого аудиторных часов: 56/17* 28/6* 28/11*

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Макроэкономика»

(очно-заочная форма обучения-180 ч.)

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
1. Национальная экономика: основные макроэкономические показатели  
2. Государственное регулирование экономики 3* 2* 1*
3. Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода 3* 2* 1*
4. Экономическая нестабильность: цикличность развития экономики и безработица 4/2* 2*
5. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика.
6. Финансовая система и финансовая политика
7. Инфляция и антиинфляционная политика государства  
8. Социальная политика государства
9. Экономический рост
Итого аудиторных часов: 24/8* 12/4* 12/4*

Примечание: * Знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы занятий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Национальная экономика: основные макроэкономические показатели

Модель взаимодействия основных экономических субъектов национальной экономики. Результаты функционирования экономики и их отражение в показателе валового национального продукта. Добавленная стоимость. Методы подсчета ВНП по расходам и доходам. Кругооборот доходов и расходов. Компоненты ВНП по расходам: личные потребительские расходы, валовые внутренние частные инвестиции, государственные расходы на покупку товаров и услуг, чистый экспорт. Основные компоненты ВНП по доходам.

Чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.

ВНП: номинальный и реальный, потенциальный и фактический. Индекс цен ВНП (Дефлятор). Закон А. Оукена. Валовой внутренний продукт. Чистое экономическое благосостояние. Теневая экономика.

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-1, ПК-2.

Тема 2.Государственное регулирование экономики

Уровень развития рыночных отношений и необходимость государственного вмешательства в экономику: правовая регламентация отношений экономических субъектов, производство общественных благ, минимизация внешних эффектов, поддержание рыночного механизма в работоспособном состоянии, перераспределение доходов, социальная защищенность.

Основные цели макроэкономической политики государства: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, платежный баланс, защита окружающей среды, стандарт благосостояния. Проблема несовместимости целей.

Методы государственного регулирования экономики. Инструменты макроэкономической политики. Границы вмешательства государства в экономику.

Методы макроэкономического регулирования. Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики. Неоклассическая макроэкономическая модель.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

- лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-8.

Тема 3.Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода

Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель «AD-AS».

Неценовые факторы, воздействующие на изменение совокупного спроса и предложения.

Анализ функций потребления и сбережения. Понятие предельной склонности к потреблению и сбережению.

Инвестиции и их роль в экономике. Инвестиции и сбережения, проблема их равновесия. Определение равновесного национального дохода: модель «инвестиции-сбережения», модель «совокупные расходы», «национальный доход».

Равновесие национального дохода в кейнсианской и неоклассической модели.

Мультипликатор. Инфляционный и дефляционный разрыв. Парадокс бережливости.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

- проблемная лекция –форма обучения студентов, в ходе которой преподаватель излагает проблемную ситуацию, а затем, используя активную познавательную работу обучающихся, предлагает осуществить совместный поиск решения стоящих задач.

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-6, ПК-8.

Тема 4.Экономическая нестабильность: цикличность развития экономики и безработица

Понятие экономического цикла. Внутренние и внешние факторы циклических колебаний. Экстернальные и интернальные теории цикла. Типы экономических циклов: малые, большие, строительные, вековые.

Механизм экономического цикла. Автономные инвестиции. Эффект мультипликатора. Производные инвестиции. Эффект акселератора. Сложение эффектов мультипликатора и акселератора. Фак­торы, ограничивающие подъемы и спады экономики.

Государственное антициклическое регулирование. Кейнсианская модель точной подстройки по циклу. Неоклассическая концепция регулирования цикла.

Равновесие на конкурентном рынке труда. Естественная норма безработицы. Последствия политики «арифметически» полной занятости. Социально-экономические последствия безработицы. Измерение безработицы. Основные виды безработицы и их характеристика. Государственное регулирование занятости. Биржа труда. Особенности регулирования рынка труда в современных условиях. Воздействие НТР на рынок труда. Стагфляция.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-6, ПК-8.

Тема 5.Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

Денежная система, ее основные элементы. Типы денежных систем. Денежная масса и ее структура. Квази-деньги.

Сущность и формы кредита. Структура кредитной системы. Центральный банк. Коммерческие банки. Специализированные кредитно-финансовые институты.

Спрос и предложение денег: неоклассический и кейнсианский подходы. Основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка. Операции на открытом рынке. Дисконтная политика. Регулирование минимальной нормы обязательных резервов банка.

Монетарная политика государства. Монетарное правило. Денежная конституция М. Фридмена. Денежное таргетирование. Модель «IS - LM».

Формируемые компетенции: ОК-5, ПК-2, ПК-8.

Тема 6.Финансовая система и финансовая политика

Государственный бюджет и его структура. Доходные и расходные статьи центральных государственных и местных органов власти.

Принципы налогообложения. Обязательность уплаты налогов. Определенность и умеренность. Удобство для плательщика налогов. Формы налогообложения. Налогообложение гражданских и юридических лиц. Налоговая ставка. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Прямые и косвенные налоги. Налоговое регулирование. Эффект Лаффера.

Бюджетный дефицит. Способы финансирования дефицита.

Государственный внутренний и внешний долг. Социально-экономические последствия государственной задолженности.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-6.

Тема 7.Инфляция и антиинфляционная политика государства

Понятие инфляции: сущность, причины, факторы. Измерение инфляции. Правило величины 70.

Инфляция спроса и инфляция, вызванная ростом издержек. Инфляция умеренная, галопирующая, гиперинфляция. Сбалансированная и несбалансированная инфляция. Ожидаемая и неожидаемая инфляция. Открытая и подавленная инфляция. Механизм открытой инфляции. Кривая Филипса. Государственное регулирование цен и подавленная инфляция. Механизм подавленной инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.

«Издержки меню». «Издержки стоптанных башмаков».

Антиинфляционная политика государства: кейнсианский и неоклассический подходы борьбы с инфляцией. Монетаризм.

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-1, ПК-5, ПК-8.

Тема 8.Социальная политика государства

Рыночный механизм формирования доходов и социальная справедливость. Доходы населения и основные источники их формирования. Номинальные и реальные доходы. Причины неравенства в доходах населения. Механизм измерения неравенства доходов населения: кривая Лоренса, коэффициент Джины.

Система социальной защиты населения: сущность, объективная необходимость, содержание и практика реализации. Социально-имущественное расслоение общества. Необходимость и пределы государственного вмешательства. Социальная справедливость и экономическая эффективность.

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-8.

Тема 9.Экономический рост

Экономический рост, его типы и способы измерения.

Показатели экономического роста. Основные факторы экономического роста. Граница производственных возможностей и экономический рост.

Научно-техническая революция, применение ресурсосберегающих технологий и экономический рост. Основные направления структурных преобразований в экономике развитых стран. Структурная политика государства.

Модели экономического роста. Неокейнсианская модель экономического роста Р. Харрода и Е. Домара. Неоклассическая модель экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа. Экономический рост в модели межотраслевого баланса «затраты - выпуск » В. Леонтьева.

Формируемые компетенции: ОК-5, ПК-6, ПК-8.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации