Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Факультет экономики, управления и права
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа учебной
дисциплины
«МАКРОЭКОНОМИКА»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
по направлению 080100 «Экономика»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор – составитель:
д.э.н., проф. Мысаченко В.И.
Москва - 2016
Мысаченко Виктор Иванович. Макроэкономика.
Рабочая учебная программа. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080100 «Экономика», (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рецензент:Крылова Е.Б., д.э.н., проф., заведующая кафедрой экономических и финансовых дисциплин Московского Гуманитарного Университета
Рабочая учебная программа утверждена на заседании кафедры экономической теории и актуальных проблем экономики НИБ
Протокол № 10 от 24.06. 13 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины……………………………………………….. | |
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………... | |
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..…………… | |
4. Тематический план…………………………………..……………………………… | |
5. Содержание учебной дисциплины……..………………………………………….. | |
6. Планы семинарских занятий……………………………………………………….. | |
7. Методические указания студентам……..……………………………….…………. | |
8. Словарь основных терминов……………………………………………………….. | |
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….………… | |
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….……………….. | |
11. Перечень литературы……………………………………………………………… |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая учебная программа курса " Макроэкономика"составлена в соответствии квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика».
Учебная программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.
Глубокое понимание современных проблем экономического развития невозможно без изучения макроэкономики. В этой дисциплине рассматриваются процессы, протекающие в национальной экономике, на ее агрегированных рынках. Макроэкономика показывает, как экономическая теория находит свое воплощение в экономической политике государства и как государственное регулирование отражается на состоянии экономики страны. Макроэкономика позволяет изучить терминологию и методологию современного экономического исследования, овладение которыми является важной задачей высшего экономического образования.
Цель изучения учебной дисциплины - формирование у студентов современного управленческого и экономического мышления на основе разностороннего осмысления макроэкономических явлений и процессов; моделей макроэкономической политики государства; ресурсов инновационного развития и экономического роста. Образовательный процесс по данному курсу направлен на формирование общекультурных (ОК-4, ОК-5) и профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8) компетенций.
Объектом учебной дисциплины является национальная экономика, т.е. экономика страны в целом.
Предметом учебной дисциплинывыступают экономические отношения, складывающиеся между основными экономическими субъектами: домашними хозяйствами, предприятиями, государством и иностранными потребителями отечественной продукции.
Образовательные задачи учебной дисциплины состоят в изучении законов функционирования экономики страны в целом, уяснение поведения основных экономических субъектов национальной экономики, а также факторов и тенденций развития экономики посредством макроэкономического анализа.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание и структура дисциплины «Макроэкономика» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК). Выпускник по направлению подготовки «Экономика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
· умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).
При формировании профессиональных компетенций (ПК), обучающийся должен обладать:
· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
· способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
· способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
· способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
· способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: закономерности функционирования экономики на макроуровне; экономические основы поведения основных субъектов, взаимодействующих в рамках макроэкономики; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства; основные понятия, категории, инструменты и модели макроэкономики.
уметь:анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на макроуровне; ориентироваться в основных направлениях макроэкономической политики государства и их воздействии на развитие различных сфер экономики страны; анализировать и интерпретировать данные зарубежной и отечественной статистики о социально-экономических процессами явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
владеть:современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне; информацией, необходимой для ориентирования в основных текущих проблемах макроэкономики, в тенденциях развития национального и мирового хозяйства.
Формы контроля.
Текущий контроль: выступления и решение задач на семинарских занятиях; контрольные работы, письменные домашние задания в рабочей тетради; промежуточное и итоговое тестирование.
Промежуточная аттестация– экзамен.
Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские занятия; решение задач; обсуждение вопросов семинара; письменные домашние работы в рабочей тетради; тесты; консультации преподавателей. По темам 2,3,4 занятия проводятся в активной и интерактивной форме.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов), из них:
- очная форма обучения: 28 часов – лекции, 28 часов – семинарские и практические занятия, 124 часа – самостоятельная работа;
- очно - заочная форма обучения: 12 часов – лекции, 12 часов – семинарские и практические занятия, 156 часов – самостоятельная работа.
На лекциях студенты получают знания об основных закономерностях, моделях и тенденциях развития национального и мирового хозяйства; о современной системе макроэкономических связей и показателей.
В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, разбираются конкретные примеры и задачи, обсуждаются актуальные макроэкономические проблемы, проводится тестирование студентов.
Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций и подготовки к семинарским занятиям. Изучение курса завершается экзаменом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Макроэкономика»
(очная форма обучения-180 ч.)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные занятия | ||
Всего | Лекции | Семинары | ||
1. | Национальная экономика: основные макроэкономические показатели | |||
2. | Государственное регулирование экономики | 5/5* | 2* | 3* |
3. | Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода | 8/8* | 4* | 4* |
4. | Экономическая нестабильность: цикличность развития экономики и безработица | 8/4* | 4* | |
5. | Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика. | |||
6. | Финансовая система и финансовая политика | |||
7. | Инфляция и антиинфляционная политика государства | |||
8. | Социальная политика государства | |||
9. | Экономический рост | |||
Итого аудиторных часов: | 56/17* | 28/6* | 28/11* |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Макроэкономика»
(очно-заочная форма обучения-180 ч.)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные занятия | ||
Всего | Лекции | Семинары | ||
1. | Национальная экономика: основные макроэкономические показатели | |||
2. | Государственное регулирование экономики | 3* | 2* | 1* |
3. | Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода | 3* | 2* | 1* |
4. | Экономическая нестабильность: цикличность развития экономики и безработица | 4/2* | 2* | |
5. | Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика. | |||
6. | Финансовая система и финансовая политика | |||
7. | Инфляция и антиинфляционная политика государства | |||
8. | Социальная политика государства | |||
9. | Экономический рост | |||
Итого аудиторных часов: | 24/8* | 12/4* | 12/4* |
Примечание: * Знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы занятий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Национальная экономика: основные макроэкономические показатели
Модель взаимодействия основных экономических субъектов национальной экономики. Результаты функционирования экономики и их отражение в показателе валового национального продукта. Добавленная стоимость. Методы подсчета ВНП по расходам и доходам. Кругооборот доходов и расходов. Компоненты ВНП по расходам: личные потребительские расходы, валовые внутренние частные инвестиции, государственные расходы на покупку товаров и услуг, чистый экспорт. Основные компоненты ВНП по доходам.
Чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.
ВНП: номинальный и реальный, потенциальный и фактический. Индекс цен ВНП (Дефлятор). Закон А. Оукена. Валовой внутренний продукт. Чистое экономическое благосостояние. Теневая экономика.
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-1, ПК-2.
Тема 2.Государственное регулирование экономики
Уровень развития рыночных отношений и необходимость государственного вмешательства в экономику: правовая регламентация отношений экономических субъектов, производство общественных благ, минимизация внешних эффектов, поддержание рыночного механизма в работоспособном состоянии, перераспределение доходов, социальная защищенность.
Основные цели макроэкономической политики государства: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, платежный баланс, защита окружающей среды, стандарт благосостояния. Проблема несовместимости целей.
Методы государственного регулирования экономики. Инструменты макроэкономической политики. Границы вмешательства государства в экономику.
Методы макроэкономического регулирования. Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики. Неоклассическая макроэкономическая модель.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:
- лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-8.
Тема 3.Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода
Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель «AD-AS».
Неценовые факторы, воздействующие на изменение совокупного спроса и предложения.
Анализ функций потребления и сбережения. Понятие предельной склонности к потреблению и сбережению.
Инвестиции и их роль в экономике. Инвестиции и сбережения, проблема их равновесия. Определение равновесного национального дохода: модель «инвестиции-сбережения», модель «совокупные расходы», «национальный доход».
Равновесие национального дохода в кейнсианской и неоклассической модели.
Мультипликатор. Инфляционный и дефляционный разрыв. Парадокс бережливости.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:
- проблемная лекция –форма обучения студентов, в ходе которой преподаватель излагает проблемную ситуацию, а затем, используя активную познавательную работу обучающихся, предлагает осуществить совместный поиск решения стоящих задач.
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-6, ПК-8.
Тема 4.Экономическая нестабильность: цикличность развития экономики и безработица
Понятие экономического цикла. Внутренние и внешние факторы циклических колебаний. Экстернальные и интернальные теории цикла. Типы экономических циклов: малые, большие, строительные, вековые.
Механизм экономического цикла. Автономные инвестиции. Эффект мультипликатора. Производные инвестиции. Эффект акселератора. Сложение эффектов мультипликатора и акселератора. Факторы, ограничивающие подъемы и спады экономики.
Государственное антициклическое регулирование. Кейнсианская модель точной подстройки по циклу. Неоклассическая концепция регулирования цикла.
Равновесие на конкурентном рынке труда. Естественная норма безработицы. Последствия политики «арифметически» полной занятости. Социально-экономические последствия безработицы. Измерение безработицы. Основные виды безработицы и их характеристика. Государственное регулирование занятости. Биржа труда. Особенности регулирования рынка труда в современных условиях. Воздействие НТР на рынок труда. Стагфляция.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-6, ПК-8.
Тема 5.Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
Денежная система, ее основные элементы. Типы денежных систем. Денежная масса и ее структура. Квази-деньги.
Сущность и формы кредита. Структура кредитной системы. Центральный банк. Коммерческие банки. Специализированные кредитно-финансовые институты.
Спрос и предложение денег: неоклассический и кейнсианский подходы. Основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка. Операции на открытом рынке. Дисконтная политика. Регулирование минимальной нормы обязательных резервов банка.
Монетарная политика государства. Монетарное правило. Денежная конституция М. Фридмена. Денежное таргетирование. Модель «IS - LM».
Формируемые компетенции: ОК-5, ПК-2, ПК-8.
Тема 6.Финансовая система и финансовая политика
Государственный бюджет и его структура. Доходные и расходные статьи центральных государственных и местных органов власти.
Принципы налогообложения. Обязательность уплаты налогов. Определенность и умеренность. Удобство для плательщика налогов. Формы налогообложения. Налогообложение гражданских и юридических лиц. Налоговая ставка. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Прямые и косвенные налоги. Налоговое регулирование. Эффект Лаффера.
Бюджетный дефицит. Способы финансирования дефицита.
Государственный внутренний и внешний долг. Социально-экономические последствия государственной задолженности.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-6.
Тема 7.Инфляция и антиинфляционная политика государства
Понятие инфляции: сущность, причины, факторы. Измерение инфляции. Правило величины 70.
Инфляция спроса и инфляция, вызванная ростом издержек. Инфляция умеренная, галопирующая, гиперинфляция. Сбалансированная и несбалансированная инфляция. Ожидаемая и неожидаемая инфляция. Открытая и подавленная инфляция. Механизм открытой инфляции. Кривая Филипса. Государственное регулирование цен и подавленная инфляция. Механизм подавленной инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
«Издержки меню». «Издержки стоптанных башмаков».
Антиинфляционная политика государства: кейнсианский и неоклассический подходы борьбы с инфляцией. Монетаризм.
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-1, ПК-5, ПК-8.
Тема 8.Социальная политика государства
Рыночный механизм формирования доходов и социальная справедливость. Доходы населения и основные источники их формирования. Номинальные и реальные доходы. Причины неравенства в доходах населения. Механизм измерения неравенства доходов населения: кривая Лоренса, коэффициент Джины.
Система социальной защиты населения: сущность, объективная необходимость, содержание и практика реализации. Социально-имущественное расслоение общества. Необходимость и пределы государственного вмешательства. Социальная справедливость и экономическая эффективность.
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-8.
Тема 9.Экономический рост
Экономический рост, его типы и способы измерения.
Показатели экономического роста. Основные факторы экономического роста. Граница производственных возможностей и экономический рост.
Научно-техническая революция, применение ресурсосберегающих технологий и экономический рост. Основные направления структурных преобразований в экономике развитых стран. Структурная политика государства.
Модели экономического роста. Неокейнсианская модель экономического роста Р. Харрода и Е. Домара. Неоклассическая модель экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа. Экономический рост в модели межотраслевого баланса «затраты - выпуск » В. Леонтьева.
Формируемые компетенции: ОК-5, ПК-6, ПК-8.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ