Прекращение рисковой деятельности

Для некоторых рисков единственным способом реагирования на них или снижения их до приемлемого уровня является прекращение соответствующей деятельности. Следует отметить, что возможность использования варианта прекращения деятельности может быть сильно ограниченной в государственном секторе по сравнению с частным сектором; некоторые виды деятельности осуществляются в государственном секторе, потому что связанные с ними риски столь высоки, что нет иного способа реализовать результат или исход, необходимый для общественного блага. Этот вариант может быть особенно важным в управлении проектами, если становится ясно, что отношение затрат и выгод становится неблагоприятным.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Этот вариант не является альтернативой приведенным выше; скорее это вариант, который следует рассматривать при принятии, передаче или смягчении риска. В нем есть два аспекта. Первый связан с вопросом о том, не возникает ли при смягчении угроз возможность использования положительного влияния. Например, если значительный объем капитального финансирования должен быть подвергнут риску в крупном проекте, оцениваются ли соответствующие средства контроля как достаточно хорошие, чтобы оправдать увеличение подвергаемой риску денежной суммы для получения еще больших выгод? Второй аспект связан с вопросом о том, не возникают ли обстоятельства, которые не создают угроз, но создают благоприятные возможности. Например, снижение затрат на приобретение товаров или услуг высвобождает ресурсы, которые могут быть перенаправлены.

6.2 Вариант «смягчение» в реагировании на риск можно разделить на четыре различных вида мер контроля:

ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ

Эти меры разработаны для снижения вероятности нежелательного исхода. Чем важнее предотвращение наступления нежелательного исхода, тем важнее реализация надлежащих превентивных мер контроля. Большинство мер контроля, реализуемых в организациях, относятся к этой категории. Примерами превентивных мер являются разделение обязанностей, при котором ни одно лицо не имеет полномочий на совершение действий без согласия другого лица (как в случае, когда независимость лица, разрешающего оплату счета-фактуры, от лица, заказавшего товары, предотвращает закупку каким-либо конкретным лицом товаров за государственный счет для своей собственной выгоды), или ограничение права на совершение какого-либо действия кругом уполномоченных лиц (как в случае, когда допуск только тех, кто имеет надлежащую подготовку и полномочия, к обработке информационных запросов СМИ, предотвращает поступление в прессу ненадлежащих комментариев).

КОРРЕКТИВНЫЕ МЕРЫ

Эти меры разработаны для коррекции нежелательных исходов, которые уже реализовались. Они предоставляют определенный способ получения возмещения убытков или ущерба. Примером может быть разработка условий договора, позволяющих получить возмещение излишне уплаченных сумм. Страхование также можно рассматривать как форму коррективных мер, поскольку оно упрощает получение финансового возмещения по факту реализации риска. Планирование действий в чрезвычайных ситуациях является важным элементом коррективных мер контроля, поскольку оно является средством, с помощью которого организации планируют обеспечение бесперебойной деятельности и восстановление после событий, которые они не могут контролировать.

ДИРЕКТИВНЫЕ МЕРЫ

Эти меры разработаны для обеспечения реализации определенного исхода. Они особенно важны в случаях, когда критически значимым является предотвращение нежелательного события. Как правило, они ассоциируются с охраной труда и производственной безопасностью, или с обеспечением общей безопасности. Примерами таких мер контроля являются требование использования защитной одежды при выполнении опасных работ или требование наличия у персонала надлежащих профессиональных навыков для получения разрешения на работу без надзора со стороны руководителя.

ДЕТЕКТИВНЫЕ МЕРЫ

Эти меры разработаны для выявления случаев реализации нежелательных исходов. Они действуют по определению «после события», поэтому они приемлемы только в случаях, когда есть возможность принятия понесенных убытков или ущерба. Примерами детективных мер контроля являются проверки состояния запасов или активов (выявление несанкционированного уменьшения объема запасов или активов), согласование данных учета (позволяет выявить несанкционированные сделки), анализ функционирования после реализации проекта, позволяющий извлечь уроки из реализованных проектов для применения в дальнейшей работе, мониторинговые мероприятия, выявляющие изменения параметров, на которые следует реагировать.

6.3 При разработке мер контроля важно, чтобы реализованные меры контроля были пропорциональны уровню риска. Кроме наиболее экстремального нежелательного исхода (такого как потеря человеческой жизни), как правило, достаточно разработать меру контроля, дающую разумную уверенность в том, что вероятный убыток будет в пределах склонности к риску организации. Любая мера контроля связана с определенными затратами, поэтому важно, чтобы мера контроля оправдывала затраты в контексте контролируемого риска. В общем случае, целью мер контроля является снижение риска, а не его устранение.


Наши рекомендации