Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля
В организационную структуру таможенных органов, осуществляющих государственный контроль, входят структурные подразделения ФТС России, региональные таможенные управления и таможни, таможенные посты.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона на таможенные органы возложены функции:
- по проведению таможенного контроля, совершенствованию методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, созданию условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
- по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
ФТС России при заполнении отчета по форме № 1-контроль в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ учитываются сведения о проверках, при проведении которых фактически осуществлялось взаимодействие таможенных органов и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (на указанных лиц были возложены обязанности по представлению информации и исполнению требований таможенных органов). Не учитываются проверки, проводимые таможенными органами на этапе таможенного контроля, при таможенном декларировании товаров, а также иные контрольные мероприятия, осуществление которых инициируется обращением заявителя, который выступает в качестве объекта контроля (в соответствии с пунктом 10 указаний по заполнению формы № 1-контроль, утвержденных приказом Росстата от 21 декабря 2011 г. № 503).
Перечень функций государственного контроля, сведения о количестве и результатах исполнения которых учитывались при заполнении формы № 1-контроль:
1. Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе:
- осуществление контроля за правильностью определения, исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, принятие мер по их принудительному взысканию или возврату;
- осуществление контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;
- обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза;
- осуществление контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также определения страны происхождении товара;
- обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности.
2. Осуществление контроля за соблюдением обязательных требований и условий лицами, включенными в реестры, ведение которых осуществляет ФТС России.
3. Осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
4. Осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виды проверок и мероприятий по контролю, в том числе проводимых в формах таможенного контроля, результаты которых учитывались при заполнении формы № 1-контроль:
- проверка документов и сведений, проводимая после выпуска товаров;
- таможенный осмотр помещений и территорий;
- учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
- проверка системы учета товаров и отчетности;
- таможенная проверка;
- проверка соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- проверка соблюдения обязательных требований и условий лицами, включенными в реестры, ведение которых осуществляет ФТС России.
Наименование нормативных правовых актов, являющихся основанием для исполнения контрольно-надзорных полномочий:
1) Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014);
2) Таможенный кодекс Таможенного союза;
3) Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов»;
4) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изменениями и дополнениями);
5) Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
6) Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
7) Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации;
8) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
9) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
10) Соглашение Правительств государств-участников стран СНГ от 20 ноября 2009 года «О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств»;
11) Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О единых правилах определения страны происхождения товаров»;
12) Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 года «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»;
13) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года;
14) Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года (Белград, 22.07.2011);
15) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о свободной торговле от 3 февраля 1994 года;
16) Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года;
17) Протокол между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 года «О единой системе тарифных преференций таможенного союза»;
18) постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»;
19) постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации»;
20) приказ ФТС России от 2 апреля 2012 г. № 615 «Об организации работы по проведению проверок соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;
21) приказ ФТС России от 15 октября 2013 г. № 1940 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза»;
22) приказ ФТС России от 23 июня 2015 г. № 1232 «Об утверждении форм документов, используемых при принятии решений по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также порядка заполнения решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени»;
23) распоряжение ФТС России от 15 августа 2014 г. № 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров»;
24) распоряжение ФТС России от 26 сентября 2013 г. № 296-р «О мерах по контролю за правомерностью предоставления тарифных преференций».
25) приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза»;
26) приказ ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1560 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза»;
27) приказ ФТС России от 2 августа 2012 г. № 1565 «Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и(или) предоставлении тарифных преференций»;
28) приказ ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1978 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара»;
29) Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»;
30) приказ ФТС России от 6 июля 2012 г. № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки»;
31) приказ ФТС России от 25 августа 2009 г. № 1560 «Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств»;
32) приказ ФТС России от 22 декабря 2010 г. № 2522 «Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности»;
33) приказ ФТС России от 16 марта 2011 г. № 578 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий»;
34) приказ ФТС России от 20 февраля 2012 г. № 294 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных складов»;
35) приказ ФТС России от 25 ноября 2011 г. № 2398 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли»;
36) приказ ФТС России от 18 ноября 2011 г. № 2355 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения»;
37) приказ ФТС России от 13 января 2011 г. № 74 «Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем»;
38) приказ ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах»;
39) приказ ФТС России от 14 февраля 2011 г. № 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров»;
40) приказ ФТС России от 14 сентября 2011 г. № 1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов»;
41) приказ ФТС России от 17 мая 2012 г. № 949 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки»;
42) приказ ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела»;
43) приказ ФТС России от 24 декабря 2012 г. № 2621 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.