Управление качеством на предприятии в соответствии с международными стандартами
В международном стандарте по терминологии (ИСО 8402) особо выделены два аспекта управления качеством:
-общее руководство качеством (quality management)
-и управление качеством как оперативная деятельность (quality control).
При этом к общему руководству качеством принято относить:
-планирование качества с учетом определенной направленности деятельности по его определению;
-организацию работы по достижению целей системы управления качеством;
-обучение и мотивацию персонала;
-принятие необходимых стратегических решений по достижению качества, требуемого потребителем;
-взаимодействие с внешней средой.
К оперативному управлению качеством относят:
-контроль достижения установленного уровня и плана работ по обеспечению качества;
-формирование информации об уровне качества производства и обслуживания продукции;
- разработку мероприятий и принятие оперативных решений по их реализации и обеспечению планируемого уровня качества.
Современная концепция управления качеством
Тенденции общественно-экономического развития
Общественно-экономическое развитие мирового сообщества характеризуется тремя новыми тенденциями, изменившими роль качества в развитии современного мира и отношение к нему.
Первая тенденция заключается в глобализации, интернационализации и открытости мирового рынка, ужесточении конкуренции на нем. Рынок устанавливает реалистическую шкалу оценки продукции и производителей. Для достижения успеха, обеспечения устойчивой позиции в отрасли и на рынке необходимо существенно повышать качество и производительность конкретной продукции и предприятия.
Вторая тенденция вызвана повышением активности покупателей в развитии рынка (как «рынка покупателя») с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей и пожеланий. Девять из десяти покупателей при совершении покупок на первое место ставят качество. Именно покупатель распределяет, практически, рынок между производителями с учетом достигнутого качества. Сегодня нельзя определить качество только показателями безотказности, надежности, ремонтопригодности и другими научно-техническими и экономическими характеристиками. Главной характеристикой качества становится удовлетворение требований покупателя. Это побуждает производителей делать для достижения успеха на рынке именно то, что пожелает покупатель.
Третья тенденция связана с изменением условий конкуренции на рынке. С одной стороны, производитель должен нести затраты, чтобы удовлетворить требования покупателя к качеству продукции. С другой – в противоречие вступает рыночная цена, которую может оплатить покупатель.
Концепции всеобщего управления качеством
Необходимость решения возникшей проблемы привела к концепции всеобщего управления качеством с направленностью на удовлетворение интересов потребителя средствами, имеющимися в распоряжении производителя.
В этих условиях главная цель производителя заключается в том, чтобы снижение затрат сочеталось с высоким стабильным качеством продукции (услуг) и быстрым выводом ее на рынок. Подход к управлению производством с позиций всеобщего управления качеством стимулирует оптимальное соотношение в триаде показателей, определяющих результативность и эффективность деятельности предприятия: «качество – затраты – время».
Новая концепция менеджмента, разработанная в университете Сент-Галлена (Швейцария) под руководством профессора Г.Д. Сегецци, базируется на постулате тесной взаимосвязи общего управления предприятием с управлением качеством.
Суть нового подхода заключается в том, что управление качеством является составной частью общего управления предприятием (фирмой), оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели деятельности (результативность и эффективность) предприятия. Согласно этого подхода для достижения успеха необходимо адаптировать всеобщее управление качеством к общему управлению предприятием, а не наоборот, как это пытались осуществить в течение многих лет.
То есть, предопределена необходимость управлять всем процессом создания, производства и эксплуатации, охватывая все функции (разработку, производство, сбыт и т.д.).
Подытоживая, отметим, что внедрение нового подхода к управлению качеством требует совершенствования управления предприятием в целом.