Цели и задачи создания систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9001:2000.

Затраты на обеспечение функционирование системы менеджмента качества.

Затраты на обеспечение качества – это затраты, необходимые для достижения установленного уровня качества, которые включают затраты на предупреждающие действия, затраты на оценку качества продукции и потери от брака, выявленные в процессе производства или у потребителя. Обоснованное снижение затрат на качество продукции приводит к повышению производительности труда, сокращению времени производства и себестоимости продукции, что позволяет увеличить рентабельность продукции, изыскать (при необходимости) внутренние ресурсы для увеличения объема производимой продукции, а также повысить удовлетворенность потребителей.
Анализ эффективности функционирования СМК осуществляется путем выполнения, комплекса мероприятий по сбору и обработке сведений о затратах, их анализу и доведению информации до высшего руководства организации для выработки и принятия управленческих решений. Для установления в организации порядка выполнения указанных мероприятий рекомендуется разработка соответствующей процедуры СМК.
«Процесс «Анализ эффективности СМК» состоит из трех последовательно выполняемых этапов: - учет затрат на обеспечение качества; - анализ затрат на обеспечение качества; - разработка мероприятий по повышению эффективнос
Для обеспечения возможности учета затрат на обеспечение качества необходимо предварительно определить все элементы возможных затрат на качество с учетом особенностей деятельности организации и распределить их по трем группам: - предупредительные затраты; - затраты на оценку качества; - издержки производства (убытки). Примечания 1 Предупредительные затраты - затраты на выполнение действий по предотвращению несоответствий. 2 Затраты на оценку качества - затраты на контроль качества продукции и производства. 3 Издержки производства (убытки) - затраты, являющиеся следствием несоответствий и дефектов продукции, выявленных до и после поставки ее потребителю. Каждая группа затрат состоит из нескольких элементов. При учете затрат на качество в подразделениях организации следует фиксировать данные , имею щ ие отношение к источникам возникновения затрат, например: - ответственный за выполняемую деятельность; - вид деятельности; - местонахождение источников возникновения затрат; - условия производства. В каждом подразделении организации необходимо назначить ответственного за сбор первичной информации по затратам. Эту работу рекомендуется возложить на работника, в обязанности которого входит нормирование и планирование работ по подразделению.
Классификация затрат на качество.Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них — подход Джурана-Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:

1. затраты на предупредительные мероприятия — это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т. е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь;

2. затраты на контроль — затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

3. внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) — затраты, понесенные внутри организации (т. е. до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут;

4. внешние потери (затраты на внешние дефекты) — затраты, понесенные вне организации (т. е. после того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут. Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество.

Цели и задачи создания систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9001:2000.

«ISO 9001:2000 Системы управления качеством. Требования» - является международным стандартом, определяющим требования к системе менеджмента качеством. Данный стандарт разработали специалисты Технического комитета ISO/TK 176, в содружестве с сотрудниками подкомитета PK 2.

- Настоящий международный стандарт используется в контрактных ситуациях, когда определенные требования к продукции выражены в виде разработанного проекта или технических условий, и когда можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукция отвечает установленным требованиям, если поставщик покажет доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства и монтажа.

Требования к системе менеджмента качества ответственность руководства, периодический анализ контракта, управление процессами, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка, регистрация данных о качестве и т.д.

Цель стандарта ИСО 9001:2000 – установить минимальный набор требований, который бы позволил доказать заинтересованным сторонам, что в компании реализована система менеджмента качества, способная выполнить указанные в контракте требования потребителя, а также требования соответствующих законодательств.

Областью применения стандарта ИСО 9001:2000 по-прежнему остается сертификация организаций с целью упрощения взаимоотношений в бизнесе, а не решение вопросов обеспечения конкурентоспособности, ведь методы достижения успехов в конкурентной борьбе не могут быть объектом стандартизации. Однако применяемые в новых стандартах подходы в большей степени, чем раньше, способствуют повышению эффективности производства и повышению конкурентоспособности предприятия.

Стандартами ИСО 9001:2000 и 9004:2000 уже не предполагается обеспечение качества продукции, а поставлена задача удовлетворения потребителей путем выполнения и перевыполнения их требований с помощью постоянного улучшения системы управления и предупреждения несоответствий между ожиданиями потребителей и качеством выпускаемой продукции. Вместо термина «система качества» теперь применяют другой – «система менеджмента качества», который подчеркивает более творческий и системный характер управления организацией.

Наши рекомендации