Понятие, цель и задачи предприятия.
Лекция 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности.
- Понятие, цель и задачи предприятия.
- Классификация предприятий.
- Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.
- Внешняя среда предприятия.
- Внутренняя среда предприятия.
Понятие, цель и задачи предприятия.
Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия.
Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
На государственном уровне понятие предприятия определяется статьей 48 Гражданского Кодекса РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Юридические лица должны иметь самостоятельный бухгалтерский баланс.
Предприятия, преследующие прибыль в качестве основной цели, являются коммерческими; а не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками - некоммерческие организации.
Функционирование предприятий в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:
- возмещение затрат и получение дохода;
- бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями;
- удовлетворение общественных потребностей в продукции в соответствии с рыночным спросом;
- эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства;
- разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке;
- обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;
- создание рабочих мест для населения;
- совершенствование организации производства, труда и управления, использование новейших достижений НТП в производстве;
- охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);
- стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
Предприятия в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляют свою деятельность, сами определяют организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирают поставщиков, с которыми будут сотрудничать, решают вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжаются полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов.
Обладая самостоятельностью, предприятия в условиях рынка несут полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, отвечают за нарушение договорных, кредитных, налоговых обязательств и иных правил, предусмотренных законодательством.
- Классификация предприятий.
Различают следующие классификации предприятий:
1) по характеру деятельности:
- производящие материальные блага (товары);
- оказывающие услуги;
2) по отраслевой принадлежности:
- промышленные;
- сельскохозяйственные;
- торговые;
- транспортные;
- банковские;
- страховые и т.д.
3) по формам собственности:
- частные;
- государственные;
- смешанные;
4) по размерам (исходя из численности занятых и объемов производства, продаж):
- малые (до 50 занятых);
- средние (50-500 занятых);
- крупные (свыше 500 занятых);
5) по принадлежности капитала:
- национальные;
- иностранные;
- смешанные;
6) по доминирующему фактору производства:
- трудоемкие;
- капиталоемкие;
- материалоемкие;
- наукоемкие;
- энергоемкие.
7) по организационно-правовым формам:
- хозяйственные товарищества и общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, объединения, фонды и др.).