Требования к результатам освоения дисциплины
Ю.М. Цыгалов
МЕНЕДЖМЕНТ
Рабочая программа дисциплины
Для направления 080100.62 «Экономика»
(программа подготовки бакалавров)
Москва 2010
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Кафедра «Менеджмент»
Утверждаю
Ректор
__________ М.А. Эскиндаров
____ ___________ 2010 г.
Ю.М. Цыгалов
МЕНЕДЖМЕНТ
Рабочая программа дисциплины
Для направления 080100.62 «Экономика»
(программа подготовки бакалавров)
Утверждено Ученым советом Факультета «Менеджмент и социология» (протокол № от )
Одобрено кафедрой «Менеджмент»
(протокол № от)
Москва 2010
УДК 35:93/94 (073)
ББК 65.050.0-03я73
Ц-39
Рецензенты:
Беляева И.Ю.-профессор, д.э.н., профессор финансового университета, зав кафедрой «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»
Псарева Н.Ю. – профессор, д.э.н., Академия труда и социальных отношений.
Цыгалов Ю.М.
Менеджмент: Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» для направления 080100.62 «Экономика» (программа подготовки бакалавров). М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кафедра «Менеджмент», 2010. – 29с.
В программе дисциплины представлены цели, задачи, содержание дисциплины, примерные темы семинарских занятий, методы текущего контроля для проверки формируемых компетенций в результате изучения дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену и система оценивания.
Учебное издание
Цыгалов Юрий Михайлович
Менеджмент
Рабочая программа дисциплины «Менеджмент»
Компьютерный набор, верстка Цыгалов Ю.М.
Формат 60×90/16. Гарнитура Times New Roman
Усл. п.л. 1,5. Изд. № 6.1 -2010. Тираж 26 экз.
Отпечатано в Финансовом университете
Ó Цыгалов Ю.М., 2010
Ó Финансовый университет, 2010
Содержание
Цель и задачи дисциплины | ||
Место дисциплины в структуре ООП | ||
Требования к результатам освоения дисциплины | ||
Объём дисциплины и виды учебной работы | ||
Содержание дисциплины | ||
5.1 | Содержание разделов дисциплины | |
5.2 | Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами | |
5.3 | 5.2. Разделы дисциплины и виды занятий | |
5.4 | 5.3. Лабораторный практикум | |
5.5 | Самостоятельная работа | |
5.4. Примерная тематика семинарских занятий | ||
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | ||
Примерный перечень вопросов к экзамену и система оценивания | ||
Цель и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины «Менеджмент» — формирование у будущих бакалавров экономики современных фундаментальных знаний и развитие компетенций в области теории и практики управления организациями; получение ими четкого представления о различных моделях менеджмента в современном мире, возможности их использования в российских условиях; обучение решению практических вопросов, связанных с управлением различными сторонами деятельности организаций.
Задачи дисциплины:
— изучение объективных предпосылок возникновения потребности в управлении;
— формирование современных представлений о сущности, содержании, функциях и методах управления;
— изучение научно-теоретических и методологических основ современного менеджмента;
— анализ существующих моделей менеджмента, изучение специфики российской практики менеджмента;
— анализ передовой практики менеджмента;
— изложение основных проблем в области управления современными организациями и возможных путей их решения;
— развитие компетенций профессиональной деятельности в сфере управления.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина “Менеджмент” входит в базовый профессиональный цикл Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация «Бакалавр») и обеспечивает минимум знаний и компетенций для профессиональной деятельности в качестве менеджера. Изучение менеджмента базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как социология, психология, логика, культура речи и деловое общение, макро- и микроэкономика, статистика, история экономических учений.
Изучение данной дисциплины предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных знаний и компетенций в таких учебных дисциплинах, как: экономика труда, экономика общественного сектора, планирование, экономический анализ, маркетинг, управление организацией, управление человеческими ресурсами, корпоративное управление.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, навыками анализа, обобщения, восприятия информации, постановки цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, включая процесс развития управления (ОК-3);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, уметь прогнозировать их развитие в будущем (ОК-4);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готовность работать в коллективе, к кооперации с коллегами (ОК-7);
- способность находить организационно – управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);
- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, формировать у себя высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
— современные подходы к определению сущности и содержания как менеджмента в целом, так и его отдельных аспектов, основные дискуссионные вопросы, касающиеся принципов, методологических подходов, методов разработки и реализации управленческих решений;
— содержание основной отечественной и зарубежной литературы по вопросам теории и практики управления деятельностью современных организаций;
— содержание процесса управления;
— существующие организационные структуры и методы их построения;
— направления совершенствования коммуникаций;
— сущность контроллинга;
— основные инструменты мотивации труда;
— методы управления конфликтами и изменениями, рисками;
— особенности практической реализации управленческих решений;
— достоинства и недостатки существующих моделей менеджмента;
— возможности использования зарубежного опыта в отечественной практике и тенденции развития современного менеджмента в российской экономике;
Уметь:
- собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета социально – экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- выполнять расчеты, необходимые для составления экономических разделов разного рода планов, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми организации стандартами (ПК-3);
- проводить сбор необходимых данных, используя отечественные и зарубежные источники информации, анализировать их и готовить информационные обзоры и/или аналитические отчеты (ПК-9);
- организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально – экономических последствий (ПК-13);
- преподавать экономические и управленческие дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно – методические
Владеть:
- методами сбора, анализа и обработки исходных данных;
- методами обоснования и интерпретации полученных результатов;
- методами подготовки информационного отчета;
- методами организации работы малой группы;
- навыками критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений;
- навыками педагогического мастерства.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры |
Общая трудоемкость | 144/4 | |
Аудиторные занятия | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа (СР), в т.ч. подготовка к экзамену | ||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен | Экзамен |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины