Спрос на рынке. Закон спроса
Рыночная система, независимо от ее конкретной модели, базируется на четырех основных элементах: свободное ценообразование, спрос, предложение и конкуренция. Рассмотрим более подробно первые три элемента рыночного механизма.
Итак, цена – это денежное выражение стоимости товара.
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном спросе, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.
Итак,
спросом в экономической литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них, в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.
Платежеспособный спрос населения может быть больше или меньше потребления. Если отвлечься от личного имущества, которое в общем фонде потребления превышает 60%, то спрос может быть и больше потребления на величину неудовлетворенного спроса. С учетом же накопленного имущества потребление всегда больше спроса.
В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществляется при наличии следующих важных условий:
большинство товаров и услуг не бесплатны;
у любого товара есть заменители (субституты);
неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.
На макроуровне говорят о совокупном спросе – общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всех рынках в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы приобрести при различных уровнях цен.
Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные формы как экономического, так и социального, а также технологического характера.
В связи с этим различают эндогенный и экзогенный спрос. Экзогенный спрос – спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка (пример – закон о запрете курения).
Эндогенный,или внутренний, спрос – это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе (пример – здоровый образ жизни). Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает потребительский спрос.
Нетрудно увидеть,
что величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньше его количества люди готовы купить, и наоборот: чем ниже цена, тем больше величина спроса.
Данное соотношение называется законом спроса.
Этот закон впервые сформулировал французский математик Антуан Огюстен Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку. Закон падающего спроса А. Курно формулируется так:
D = f (P),
где: | f (P) – 0; D – спрос; f – функция; Р – цена. |
Данный закон выражает следующую зависимость: цены имеют тенденции к снижению; при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот повышается; но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены.
Отсюда кривая спроса убывающая.
Изобразим зависимость между ценой и величиной спроса графически (рис. 5).
Объем продаж товара |
Цена за единицу товара |
D |
B |
A |
D |
PB |
PA |
Рис. 5. Кривая спроса
Кривую спроса принято обозначать DD (от англ. demand – спрос, потребность, нужда).
Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам (Р) в течение определенного промежутка времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара (Q).
Закон спроса объясняется следующими основными причинами:
I. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Высокаяцена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкаяцена усиливает их желание совершить покупку.
II. Потребление или спрос подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, (полезность – способность экономического блага удовлетворять определенные потребности людей. Предельная полезность – дополнительная полезность, полученная от потребления каждой последующей единицы продукции. Например, в сильную жару первый стакан холодного напитка будет обладать очень высокой полезностью, второй – меньшей, а пятый – может оказаться абсолютно бесполезным. Закон Германа Госсена – при потреблении блага общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя сокращается с каждой дополнительной единицей блага) т. е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения – потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
III. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретение каких-либо альтернативных товаров, т.е. при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороги. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми.
Закон спроса не действует в трех случаях:
1. При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен.
2. Для редких товаров, являющихся средством сохранения денег (золото, драгоценности, антиквариат и др.).
3. При переключении спроса на более качественные, но дорогостоящие товары (например, здоровый образ жизни – переключение спроса с маргарина на масло, снижение цен на маргарин не увеличит на него спрос).
Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые)факторы спроса.