Модель НФЛ-19
Основные результаты моделирования.Были рассмотрены сценарии прогноза (Пасс-1), активного воздействия (Акт-1), оптимального управления (Цель-1 и Цель-2). Сценарий Цель-1 состоял в нахождении управления, обеспечивающего значительное увеличение налогооблагаемой базы (не менее чем до 0,7), а сценарий Цель-2 нацелен на решение двухкритериальной задачи – обеспечить существенный (не менее 0,5) прирост налогооблагаемой базы при умеренном (не менее 0,3) приросте уровня жизни. Основные результаты моделирования приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1.
Сводная таблица для НФЛ-18
Таблица 2.
Сводная таблица для НФЛ-19
2-11. | Прирост ВВП оказывает значительное положительное влияние на прирост объема (начисленных) выплат из ФОТ, оцениваемое величиной 0.7. | ||||
3-1. | Увеличение роли государства в экономике умеренно увеличивает налогооблагаемую базу подоходного налога, в частности, с помощью законодательных мер (установлением льгот и др.), коэффициент влияния принимаем равным 0.3. | ||||
3-4. | Увеличение роли государства в экономике в значительной мере проявляется в увеличении государственных заказов, влияние оцениваем числом 0,7. | ||||
3-7. | Увеличение роли государства в экономике очень сильно проявляется в росте уровня работы государственной налоговой службы (ГНС), степень связи оцениваем как 0,9. | ||||
3-8. | Увеличение роли государства в экономике означает и значительное повышение качества работы банковской системы, что обеспечивается работой законодательных и исполнительных государственных органов, прежде всего Центрального банка и МВД. Степень влияния оценивается числом 0.7. | ||||
3-9. | Увеличение роли государства в экономике приводит к существенному возрастанию доверия населения к государственной власти, а потому и готовности платить налоги. Возрастает поддержка государственной власти народом, сплочение вокруг нее. Коэффициент влияния принимаем равным 0,6. | ||||
3-18. | Увеличение роли государства в экономике приводит к значительному уменьшению криминального мира и теневой экономики, как за счет непосредственной борьбы государства с ними, так и за счет "поворота" народных масс от "мафии" к государству. Степень влияния оценивается числом (-0.7). | ||||
4-2. | Рост государственных заказов, очевидно, приводит к значительному приросту ВВП, и степень влияния оценивается как 0,7. | ||||
4-13. | Рост государственных заказов ведет к существенному росту уровня занятости. Коэффициент влияния принимаем равным 0,5. | ||||
5-6. | Рост кредитования отечественных товаропроизводителей ведет к значительному увеличению выпуска конкурентноспособной и пользующейся спросом отечественной продукции. Степень влияния оценивается числом 0.7. | ||||
6-2. | Повышение спроса на отечественную продукцию ведет, естественно, к очень сильному росту ВВП с коэффициентом влияния 0,9. | ||||
7-9. | Рост качества работы государственной налоговой службы (ГНС) вызывает существенный рост доверия населения к государству и готовности платить налоги. Коэффициент влияния принимаем равным 0,5. | ||||
7-17. | Рост качества работы государственной налоговой службы (ГНС) значительно уменьшает сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов. Степень влияния оцениваем числом (-0.7). | ||||
8-14. | Рост качества работы банковской системы с помощью различных финансовых инструментов позволяет существенно сократить инфляцию. Коэффициент влияния принимаем равным (-0,5). | ||||
8-15. | Рост качества работы банковской системы позволяет существенно сократить неплатежи, в частности, с помощью системы взаимозачетов и за счет ускорения и целевого использования выделенных федеральным центром средств. Коэффициент влияния принимаем равным (-0,5). | ||||
9-17. | Рост доверия к государственной власти и готовности платить налоги ведет к существенному сокращению сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов с коэффициентом влияния (-0,5). | ||||
10-1. | Рост уровня жизни населения приводит к существенному расширению налогооблагаемой базы подоходного налога, как из-за общего повышения денежных доходов населения, подлежащих налогообложению, так и за счет сокращения льгот для малообеспеченных граждан, доля которых уменьшается при общем росте уровня жизни. Степень влияния оцениваем числом 0.6. | ||||
10-12. | Рост уровня жизни населения при прочих равных условиях ведет к существенному увеличению сбережений (накоплений) граждан, находящихся в банках, с коэффициентом влияния 0.6. | ||||
11-1. | Прирост объема (начисленных) выплат из ФОТ ведет к очень сильному приросту налогооблагаемой базы подоходного налога (однако однозначной связи нет из-за неплатежей и льгот) с коэффициентом влияния 0.9. | ||||
11-10. | Прирост объема (начисленных) выплат из ФОТ к значительному росту уровня жизни населения (однако полного соответствия нет из-за неплатежей, доходов вне ГНС, трансфертов и льгот). Степень влияния оцениваем числом 0.7. | ||||
12-5. | Рост сбережений (накоплений) населения, находящихся в банках, дает возможность существенного роста кредитования отечественных товаропроизводителей, с коэффициентом влияния 0.6. | ||||
13-2. | Прирост уровня занятости, т.е. сокращение безработицы, ведет к умеренному возрастанию ВВП с коэффициентом влияния 0.4. | ||||
13-16. | Прирост уровня занятости, т.е. сокращение безработицы, ведет к умеренному сокращению доходов, остающихся вне сферы влияния ГНС, в частности, доходов от личного натурального хозяйства и доходов от личных услуг между домохозяйствами. Степень влияния оцениваем числом (-0.4). | ||||
14-10. | Инфляция значительно снижает уровень жизни населения, толкает его в сторону сокрытия доходов, уклонения от уплаты налогов, получения доходов способами, остающимися вне влияния ГНС. Степень влияния оцениваем числом (-0.7). | ||||
15-1. | Прирост неплатежей существенно сокращает налогооблагаемую базу подоходного налога с коэффициентом влияния (-0.5). | ||||
15-10. | Прирост неплатежей существенно снижает уровень жизни населения. Степень влияния оценивается числом (-0.6). | ||||
15-17. | Прирост неплатежей приводит к умеренному росту сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов с коэффициентом влияния 0.4. | ||||
16-10. | Прирост доходов, остающихся вне сферы внимания ГНС, приводит к умеренному росту уровня жизни населения с коэффициентов влияния 0,3 | ||||
16-17. | Прирост доходов, остающихся вне сферы внимания ГНС, влечет значительный рост сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов с коэффициентом влияния 0.7. | ||||
17-1. | Прирост сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов значительно снижает налогооблагаемую базу подоходного налога с коэффициентом влияния (-0,7). | ||||
18-17. | Рост криминального мира и теневой экономики очень сильно влияет на прирост сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов с коэффициентом влияния 0.9. | ||||
2-21. | Прирост ВВП влечет улучшение финансового положения государства, увеличение объема бюджета, а потому существенно улучшает финансовое положение бюджетной сферы с коэффициентом 0,6 | ||||
5-20. | Рост кредитования отечественных товаропроизводителей ведет к значительному увеличению выпуска конкурентноспособной и пользующейся спросом отечественной продукции, к. значительному улучшению финансового положения предприятий. Степень влияния оценивается числом 0.7. | ||||
7-17. | Рост качества работы государственной налоговой службы (ГНС) значительно уменьшает сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов. Степень влияния оцениваем числом (-0.7). | ||||
10-12. | Рост уровня жизни населения при прочих равных условиях ведет к существенному увеличению сбережений (накоплений) граждан, находящихся в банках, с коэффициентом влияния 0.6. | ||||
11-1. | Прирост объема (начисленных) выплат из ФОТ ведет к очень сильному приросту налогооблагаемой базы подоходного налога (однако однозначной связи нет из-за неплатежей и льгот) с коэффициентом влияния 0.9. | ||||
11-10. | Прирост объема (начисленных) выплат из ФОТ к значительному росту уровня жизни населения (однако полного соответствия нет из-за неплатежей, доходов вне ГНС, трансфертов и льгот). Степень влияния оцениваем числом 0.7. | ||||
12-5. | Рост сбережений (накоплений) населения, находящихся в банках, дает возможность существенного роста кредитования отечественных товаропроизводителей, с коэффициентом влияния 0.6. | ||||
13-16. | Прирост уровня занятости, т.е. сокращение безработицы, ведет к умеренному сокращению доходов, остающихся вне сферы влияния ГНС, в частности, доходов от личного натурального хозяйства и доходов от личных услуг между домохозяйствами. Степень влияния оцениваем числом (-0.4). | ||||
14-5. | Инфляция существенно снижает объем кредитования отечественных товаропроизводителей, поскольку заставляет банки сокращать сроки кредитования и направляет кредитные потоки в сторону торговых предприятий. Степень влияния оцениваем числом (-0.6). | ||||
14-10. | Инфляция значительно снижает уровень жизни населения, толкает его в сторону сокрытия доходов, уклонения от уплаты налогов, получения доходов способами, остающимися вне влияния ГНС. Степень влияния оцениваем числом (-0.7). | ||||
16-10. | Прирост доходов, остающихся вне сферы внимания ГНС, приводит к значительному росту уровня жизни населения с коэффициентов влияния 0,7 | ||||
17-1. | Прирост сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов значительно снижает налогооблагаемую базу подоходного налога с коэффициентом влияния (-0,7). | ||||
18-17. | Рост криминального мира и теневой экономики очень сильно влияет на прирост сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов с коэффициентом влияния 0.9 | ||||
19-1. | Усиление борьбы государства с криминалом в экономике, в том числе в виде законотворчества, умеренно увеличивает ВВП, переводя часть "теневой" экономики в доступную учету область и защищая официально признанную предпринимательскую деятельность (коэффициент 0,3). | ||||
19-7. | Усиление борьбы государства с криминалом в экономике очень сильно проявляется в росте уровня работы государственной налоговой службы (ГНС), степень связи оцениваем как 0,9. | ||||
19-18. | Усиление борьбы государства с криминалом в экономике приводит к значительному уменьшению криминального мира и теневой экономики, как за счет непосредственной борьбы государства с ними, так и за счет "поворота" народных масс от "мафии" к государству. Степень влияния оценивается числом (-0,7). | ||||
20-2. | Улучшение финансового положения предприятий приводит к значительному возрастанию ВВП в результате ликвидации неплатежей, роста капиталовложений (инвестиций), что ведет к росту производства товаров и услуг (коэффициент 0,7). | ||||
20-11. | Улучшение финансового положения предприятий приводит к значительному возрастанию объема выплат из ФОТ (коэффициент 0,8). | ||||
20-13. | Улучшение финансового положения предприятий приводит к существенному возрастанию занятости. Степень влияния оценивается числом 0,5. | ||||
20-21. | Улучшение финансового положения предприятий приводит к умеренному улучшению финансового положения бюджетной сферы, в основном за счет увеличения сбора налогов и расширения заказов предприятий организациям бюджетной сферы (коэффициент 0,3). | ||||
21-11. | Улучшение финансового положения бюджетной сферы приводит к значительному возрастанию объема выплат из ФОТ (коэффициент 0,8). | ||||
21-13. | Улучшение финансового положения бюджетной сферы приводит к существенному возрастанию занятости. Степень влияния оценивается числом 0,5. | ||||
22-5. | Улучшение внешнеэкономической ситуации дает возможность умеренного возрастания кредитования отечественных товаропроизводителей, как за счет выручки экспортеров, так и путем прямых иностранных инвестиций (коэффициент 0,3). | ||||
22-20. | Улучшение внешнеэкономической ситуации приводит к умеренному улучшению финансового положения предприятий, в основном за счет продажи продукции на экспорт (коэффициент 0,4). | ||||
23-14. | Рост курса доллара США приводит к существенному росту цен (инфляции). Степень влияния оценивается числом 0,5. | ||||
23-20. | Рост курса доллара США существенно улучшает финансовое положение предприятий, увеличивая их долю отечественного рынка и облегчая (путем снижения издержек) выход на зарубежный рынок. Степень влияния оценивается числом 0,5. | ||||
24-10. | Повышение таможенных сборов на импортную продукцию приводит к существенной инфляции (коэффициент 0,5). | ||||
24-14. | Повышение таможенных сборов на импортную продукцию приводит к повышению ее цены, а потому к существенному снижению уровня жизни населения (коэффициент 0,5). | ||||
24-20. | Повышение таможенных сборов на импортную продукцию существенно улучшает финансовое положение предприятий, избавляя их от иностранных конкурентов внутри страны (коэффициент 0,5). | ||||
24-21. | Повышение таможенных сборов на импортную продукцию значительно улучшает финансовое положение бюджетной сферы за счет сборов, поступающих в бюджет государства. Степень влияния оценивается как 0,8. | ||||
25-20. | Повышение таможенных сборов на экспортную продукцию приводит к умеренному ухудшению финансового положения предприятий за счет фактического изъятия в бюджет части средств за проданную ими продукцию. Степень влияния оценивается числом (-0,3). | ||||
25-21. | Повышение таможенных сборов на экспортную продукцию значительно улучшает финансовое положение бюджетной сферы за счет сборов, поступающих в бюджет государства. Степень влияния оценивается как 0,8. | ||||
Наблюдаемые факторы | Начальное состояние | Пасс-1 | Акт-1 | Цель-1 | Цель-2 |
Прирост налогооблагаемой базы подоходного налога | - 0.76 | 1.71 | 2.45 | 2.45 | |
Прирост ВВП | 0.1 | - 0.2 | 0.71 | 1.62 | 1.62 |
Рост доверия населения к государственной власти | - 0.5 | - 0.34 | 0.58 | 0.21 | 0.21 |
Рост уровня жизни населения | - 0.5 | - 0.5 | 0.12 | 0.75 | 0.75 |
Прирост уровня занятости | - 0.3 | - 0.41 | 0.01 | 0.43 | 0.43 |
Инфляция | 0.3 | 0.51 | 0.34 | 0.16 | 0.16 |
Суммарная оценка | - 0.14 | - 0.33 | 0.48 | 0.67 | 0.67 |
Наблюдаемые факторы | Начальное состояние | Пасс-1 | Акт-1 | Цель-1 | Цель-2 |
Прирост налогооблагаемой базы подоходного налога | - 2.56 | - 1.4 | - 0.06 | - 2.43 | |
Прирост ВВП | 0.1 | - 0.91 | - 0.72 | -0.82 | - 0.82 |
Рост уровня жизни населения | - 0.5 | - 1.93 | - 1.81 | - 1.52 | - 1.52 |
Прирост уровня занятости | - 0.3 | - 1.6 | - 1.21 | - 0.69 | - 0.69 |
Инфляция | 0.3 | 0.6 | 0.9 | 1.1 | 1.1 |
Суммарная оценка | - 0.2 | - 0.92 | - 0.58 | - 0.27 | - 0.97 |
Основные результаты сведены в сводные таблицы для НФЛ-18 и НФЛ-19 (см. ниже), в которых для наблюдаемых (т.е. основных) факторов указаны начальные состояния и приведены итоговые значения для каждого из четырех сценариев. Аналогичные сведения даны для суммарной оценки экономического состояния.
Рассмотрим сначала модель НФЛ-18, которая предполагает активное участие государственных органов в регулировании экономических факторов. Естественное (т.е. без вмешательства с помощью управляющих факторов) развитие ситуации описывается сценарием Пассивный-1. Ситуация ухудшается по всем факторам, кроме доверия населения к государственной власти. Налогооблагаемая база подоходного налога значительно убывает (от нулевого начального значения приходим к значению (-0.76)). Рост ВВП (начальное значение 0.1) меняется на спад, хотя и слабый (-0.2). Уровень жизни населения продолжает падать с той же скоростью (-0.5). Падение занятости усиливается (с -0.3 до -0,41). Инфляция растет (с 0,3 до 0.51). Хотя рост доверия населения к государственной власти несколько растет (с -0.5 до -0.34), но коэффициент остается отрицательным, так что более правильно сказать так, скорость нарастания отрицательного отношения населения к государственной власти несколько снизилась. Вполне естественно, что уменьшилась и изначально отрицательная суммарная оценка экономической ситуации - с (-0.14) до (-0.33). Общий вывод таков: если ничего не делать, то от плохой исходной ситуации страна придет к гораздо худшей.
Необходимы активные действия. Возможность резко изменить ситуацию к лучшему демонстрирует сценарий "Активный-1". В результате предложенных специалистами управляющих воздействий удается существенно улучшить почти все экономические показатели. Налогооблагаемая база подоходного налога очень сильно растет(от нулевого начального значения приходим к значению 1.71)). Валовой внутренний продукт значительно возрастает (от начального значения 0.1 до 0.71). Падение доверия населения к государственной власти (коэффициент -0.5) сменяется заметным ростом (коэффициент 0.58, т.е. в целом коэффициент увеличился на 1.08). Падение уровня жизни населения (коэффициент -0.5) сменилось слабым ростом (коэффициент 0.12). Падение занятости (коэффициент -0.3) прекратилось (коэффициент 0.01). Единственный показатель, по которому ситуация несколько ухудшилась - это инфляция (рост с 0.3 до 0.34), однако это ухудшение весьма незначительно по сравнению с впечатляющим ростом по другим показателям. Вполне естественно, что резко выросла и изначально отрицательная суммарная оценка экономической ситуации - с (-0.14) до 0.48. Итак, сценарий "Активный-1" демонстрирует большие возможности улучшения экономической ситуации вообще и налоговой ситуации в частности с помощью целенаправленных управляющих воздействий государственных органов.
Если в сценарии "Активный-1" система управляющих воздействий формировалась специалистами, оптимальность этой системы оставалась под вопросом, то в сценариях "Цель-1" и "Цель-2" система управляющих воздействий строилась с помощью компьютерной оптимизации в соответствии с заданными значениями целевых факторов. Поэтому вполне естественно, что по целевым факторам в результате оптимизации удалось еще больше улучшить ситуацию, чем в сценарии "Активный-1". При задании "получить коэффициент не менее 0.7" (сценарий "Цель-1) или "не менее 0.5" (сценарий "Цель-2") для налогооблагаемой базы подоходного налога удалось получить значение 2.45, заметно большее, чем в сценарии "Активный-1", т.е. 1.71. При задании "получить коэффициент не менее 0.3" для уровня жизни населения (сценарий "Цель-2") удалось получить его значительный рост с коэффициентом 0.75(по сравнению с 0.12 в сценарии "Активный-1"). Если же сравнить итог с исходным коэффициентом (-0.5), то общий рост уровня жизни - очень сильный, на 1.25. Все другие наблюдаемые факторы, кроме одного, также выросли больше, чем в сценарии "Активный-1". Наблюдаем очень сильный рост валового внутреннего продукта - до 1.62 (впечатляюще по сравнению с начальным значением 0.1 и соответствующим сценарию "Активный-1" значением 0.71). Падение занятости (коэффициент -0.3) сменилось ее умеренным ростом (коэффициент 0.43). Инфляция упала вдвое (с 0.3 до 0.16). Единственный показатель, по которому результаты сценариев "Цель-1" и "Цель-2" уступают результатам сценария "Активный-1" - это рост доверия населения к государственной власти (значения коэффициента 0.21 и 0.58 соответственно при начальном значении (-0.5)). (Уместно по этому поводу вспомнить утверждение о том, что наилучшей властью является та, действия которой незаметны для населения, все совершается как бы само собой.) Вполне естественно, что резко выросла и изначально отрицательная суммарная оценка экономической ситуации - с (-0.14) до 0.67 ( при 0.48 в сценарии "Активный-1"). Примечательно, что оптимальные решения для сценариев "Цель-1" и "Цель-2" совпали. Следовательно, есть оптимальная траектория развития экономики. Поскольку при движении по ней с лихвой выполняются поставленные задания по целевым факторам, то компьютерная оптимизация дает одинаковые решения для двух сценариев.
Подведем итоги по модели НФЛ-18. Прогноз развития экономической ситуации неблагоприятен (сценарий "Пассивный-1"), поэтому необходимы управляющие воздействия. Они позволяют существенно улучшить ситуацию (сценарий "Активный-1"), особенно при оптимизации воздействий (сценарии "Цель-1" и "Цель-2"). Модель НФЛ-18, повторим, демонстрирует большие возможности улучшения экономической ситуации с помощью целенаправленных управляющих воздействий государственных органов.
Перейдем к рассмотрению модели НФЛ-19, основанной на использовании прежде всего экономических взаимодействий. Прогноз экономической ситуации здесь гораздо более неблагоприятен, чем в предыдущей модели. Согласно сценарию "Пассивный-1" налогооблагаемая база подоходного налога очень сильно сокращается (от исходного значения 0 до (-2.56)), ВВП также очень сильно падает (от 0.1 до (-0.91)). Еще более сильно падают уровень жизни населения (от (-0.5) до (-1.93)) и уровень занятости ( от (-0.3) до (-1.6)). Вдвое растет инфляция (от 0.3 до 0.6). Естественно, что суммарная оценка экономической ситуации также резко падает (от (-0.2) до (-0.92).
Очевидно, необходимы активные действия, направленные на улучшение ситуации. В сценарии "Активный-1" управляющими воздействиями являются существенное усиление борьбы государства с криминалом в экономике (на 0.5), существенное повышение таможенных сборов на импортную продукцию (на 0.6) и слабое снижение таможенных сборов на экспортную продукцию (на 0.2). В результате удалось добиться некоторого замедления ухудшения ситуации по всем показателям, кроме инфляции. Налогооблагаемая база подоходного налога по-прежнему очень сильно сокращается (от исходного значения 0 до (-1.4), что лучше, чем при отсутствии воздействий (падение до (-2.56)). ВВП снова очень сильно падает (от 0.1 до (-0.72), что все-таки лучше, чем в сценарии "Пассивный-1", в котором падение достигло (-0.91)). Чуть медленнее падают уровень жизни населения (от (-0.5) до (-1.81), а не до (-1.93)) и уровень занятости (от (-0.3) до (-1.21), но не(-1.6)). Однако инфляция растет втрое, а не вдвое(от 0.3 до 0.9, а не до 0.6). Суммарная оценка экономической ситуации, равная (-0.58), показывает ее ухудшение по сравнению с исходным уровнем (-0.2), хотя и не такое резкое, как при отсутствии воздействий (-0.92).
Наилучшие результаты в модели НФЛ-19 получены при использовании сценария "Цель-1". Хотя целевого значения (0.7) для налогооблагаемой базы подоходного налога достичь не удалось, оказалось возможным сохранить ее практически на прежнем уровне (коэффициент (-0.06)). Однако по сравнению с предыдущим сценарием несколько усилилось падение ВВП (до (-0.82) по сравнению с (-0.72)), в то время как несколько улучшилась ситуация с уровнем жизни населения (коэффициент (-0.52) вместо (-1.81)) и уровнем занятости (коэффициент (-0.69), а не (-1.21)). В то же время усилилась инфляция (коэффициент 1.1, а не 0.9). Суммарная оценка экономической ситуации, равная (-0.27), является самой лучшей среди всех сценариев, но при этом показывает ухудшение экономической ситуации по сравнению с исходным уровнем (-0.2).
Интересны результаты, полученные в сценарии "Цель-2". Ни по одному из целевых факторов (налогооблагаемая база подоходного налога и уровень жизни населения) не удалось достичь заданных значений (0.5 и 0.3 соответственно). Однако попытка "одним выстрелом убить двух зайцев" привела к экономическим результатам, которые являются наихудшими среди всех моделей. Налогооблагаемая база подоходного налога очень резко упала (до (-2.43)). Остальные наблюдаемые факторы получили те же стационарные значения, что и в сценарии "Цель-1" (такова же картина по иным факторам - некоторые из них совпадают в этих двух сценариях. некоторые различаются, что видно по материалам раздела 3). .Суммарная оценка экономической ситуации, равная (-0.97), является самой худшей среди всех сценариев, хуже даже, чем при отсутствии каких-либо воздействий ( коэффициент (-0.92) в сценарии "Пассивный-1").
Подведем итоги по модели НФЛ-19. Оказалось, что экономическими методами невозможно добиться поставленных целей, улучшить экономическую ситуацию. Максимум, чего можно достичь - это не позволить ей слишком сильно ухудшиться, удержать почти на исходном уровне налогооблагаемую базу подоходного налога и суммарную оценку экономической ситуации (как в сценарии "Цель-1").
Полученные с помощью моделей НФЛ-18 и НФЛ-19 результаты свидетельствуют о необходимости активного вмешательства государственных органов в экономические процессы, о невозможности улучшения ситуации чисто экономическими средствами. Этот вывод полностью соответствует концепции пяти нобелевских лауреатов по экономике (США) и отечественных академиков РАН о необходимости государственного регулирования экономики [1,2].
Экономико-математические модели НФЛ-18 и НФЛ-19, построенные на основе взвешенных ориентированных графов влияния факторов, допускают разнообразные варианты сценариев за счет выбора тех или иных начальных значений факторов, наборов управляющих и целевых факторов, а также модификаций самих моделей путем модернизации наборов факторов, коэффициентов их взаимовлияния, и др. На наш взгляд, представленные в настоящем подразделе материалы и результаты свидетельствуют о целесообразности дальнейшего развития рассматриваемой тематики с целью получения новых теоретических и практических результатов.
4.5.3. Компьютерная система ЖОК поддержки анализа и управления в сложных ситуациях[1]
Основные сведения о системе ЖОК.Компьютерная система ЖОК предназначена для структуризации и анализа сложных, трудно формализуемых, слабо структурированных задач различной природы (экономической, управленческой, прогностической, технической, медицинской, социально-политической, экологической и пр.). Она применяется для построения моделей ситуаций на основе описания влияний факторов с помощью ориентированных графов и использования оценок экспертов с последующим определением наиболее эффективных управленческих решений. Компьютерная система ЖОК:
- поддерживает аналитическое обоснование подходов к решению исследуемых проблем;
- позволяет спрогнозировать развитие моделируемой реальной системы; оценить результаты целенаправленного изменения тех или иных факторов;
- дает возможность выработать условия для целенаправленного поведения в исследуемой ситуации;
- обеспечивает возможность решения прямых и обратных задач управления.
Для построения модели изучаемого явления или процесса компьютерная система ЖОК предусматривает выделение основных факторов, описывающих реальную ситуацию, и установление непосредственных взаимосвязей между факторами в виде построения ориентированного взвешенного графа. Опосредованные взаимовлияния и итоговое стационарное состояние рассчитываются по описанным ниже алгоритмам. Система позволяет анализировать три основных типа сценариев:
сценарий “Прогноз”, позволяющий проследить “естественное” развитие моделируемой системы при отсутствии активных воздействий;
сценарий типа “Активный”, при котором работающий с системой специалист изменяет значения тех или иных параметров и анализирует получающуюся динамику и итоговое состояние (например, с целью ручного поиска рационального управления);
сценарий типа “Цель”, когда компьютерная система по заданной цели управления (например, значения определенных параметров должны быть не менее заданных) находит оптимальные воздействия путем решения соответствующей задачи оптимизации, в частности, проводит анализ принципиальной достижимости указанной цели из текущего состояния с использованием выбранных мероприятий (управлений).
Ядром компьютерной системы ЖОК является описанная ниже математическая модель. Преобразование задач анализа реальных явлений и процессов к математической постановке, оценка адекватности реальности и ее модели, процесс выбора управлений, процесс сравнительного анализа различных ситуаций в целом, моделирования и последующей интерпретации результатов математического моделирования относится к области “ручного труда” специалиста в соответствующей области знания и полной автоматизации, как правило, не поддается.
Некоторые особенности математической модели и основных алгоритмов компьютерной системы ЖОК.Компьютерная система ЖОК обеспечивает расчет равновесного (стационарного) состояния, к которому будет стремиться система взаимовлияющих факторов, и всех промежуточных состояний на пути от начального состояния к равновесному. В систему включены три варианта расчетов:
- расчет равновесного состояния без управления (учитываются только начальные данные);
- расчет равновесного состояния с управлением импульсного типа (при t = 0). (В такой модели система интерпретирует импульсное управление, как поправку к начальным данным.);
- расчет величины управления по заданным значениям величины приращения целевых факторов.
Первая версия системы ЖОК имеет некоторые ограничения. Она пока не позволяет определять управляющие воздействия как функции времени. Не предусмотрено изменение с течением времени самого множества управляющих факторов. Отсутствует понятие инертности факторов, что (при использовании физических аналогий) делает модель скорее кинематической, чем динамической. Шагом дискретного времени в модели принимается один такт, в течении которого любой фактор-аргумент оказывает определенные влияния (равные весам соответствующих дуг в графе) на все непосредственно зависимые от него факторы-функции. В дальнейших версиях системы эти недостатки будут устраняться.
Математические алгоритмы исследовательской системы ЖОК.Используются следующие обозначения:
n - количество вершин в ориентированном графе G модели, т.е. число используемых в модели факторов;
- матрица порядка n х n непосредственных влияний факторов (матрица смежности графа G);
- матрица, транспонированная к матрице (называемая матрицей непосредственных контрвлияний факторов);
t – время, принимающее дискретные значения 0,1,2,3,…
вектор , t=0,1,2,3,…, - вектор изменений (приращений, дифференциалов) факторов в момент дискретного времени t;
вектор , t=0,1,2,3,…, является вектором дифференциалов факторов второго порядка в момент дискретного времени t;
вектор обозначает величины предельных стационарных изменений (дифференциалов) факторов при безграничном росте t (очевидно, что если существует, то
);
вектор
|
обозначает внешние управляющие воздействия, подаваемые на фактор .в момент t;
вектор обозначает сравнительную важность факторов , задаваемую экспертным путем;
вектор обозначает отношение составителя модели к направлению изменения величин факторов (+1 – рост значения фактора оценивается положительно, (-1) – отрицательно, 0 – нейтрально);
- единичная n´n матрица (на главной диагонали стоят 1, на остальных позициях – 0);
- прореженная единичная n´n матрица, в которой единицы стоят на диагонали только на тех позициях, которые соответствуют целевым факторам. Очевидно, что является проектором на координатную плоскость целевых факторов, и следовательно , матрица является псевдообратной к матрице ;
- прореженная единичная n´n матрица, в которой единицы стоят на диагонали только на тех позициях, которые соответствуют управляющим факторам. Очевидно, что является проектором на координатную плоскость управляющих факторов, и, следовательно , матрица является псевдообратной к матрице ;
- резольвента, где
- множитель-стабилизатор, который используется в целях обеспечения достаточно устойчивой и быстрой сходимости итерационного процесса приближенного вычисления матрицы резольвентного оператора
,
где p достаточно велико;
в том случае, если собственные числа матрицы достаточно малы (обычно принимается, что должна иметь собственные числа не только меньше единицы, но и меньше 0.9). Поскольку стабилизатор имеет лишь внутриматематический смысл и не используется при построении модели и интерпретации результатов расчетов, то в дальнейшем его не будем упоминать, предполагая по умолчанию .
Система уравнений в математической модели.Для описания динамики факторов в компьютерной системе ЖОК используется математическая модель в виде системы линейных конечноразностных рекуррентных уравнений на трехточечном шаблоне {t-1, t, t+1} следующего вида:
(1),
с начальными условиями
(2),
где i = 1,2, ... , n , t = 0, 1, 2, ...
Для рекуррентного уравнения на трехточечном шаблоне необходимо задать начальные условия при t = 0 ( ), и при t = 1 ( ). Следовательно, первым уравнением цепочки рекуррентных уравнений (1) будет уравнение при t = 1.
При t = 1 уравнение полагается определенным и имеет вид
Для t = 0 уравнение определяется посредством соотношения
(3),
и тогда недостающие начальные данные вычисляются из уравнения
(4)
Заметим, что доопределение начальных данных нулем - всего лишь один из способов. В частности, если положить , то результаты вычислений будут другими.
Из уравнений (1) видно, что используемая модель предполагает, что за один шаг дискретного времени (Dt=1) происходит распространение влияния факторов-аргументов только на непосредственно от них зависящие факторы-функции. Времени можно придать содержательный смысл, если за шаг принять реальный интервал времени, необходимый для осуществления непосредственного влияния одного фактора на другой. Этот интервал может быть оценен экспертно, В ряде случаев его можно принять равным кварталу.
Уравнение (1) - (2) в векторной форме имеет вид
(5)
, (6)
где t = 0,1,2,...Решение задачи (5)-(6) определяются формулой
(7).
Стационарное состояние и начальные условия.Стационарное состояние вычисляется приближенно при . Для практических расчетов достаточно принять, что .
|
Векторное уравнение (5) может быть представлено в виде уравнения для дифференциалов второго порядка:
(8)
, (9)
где t = 0, 1, 2, ...
Решение уравнения (8) – (9) имеет вид
(10).
Если просуммировать уравнения (8) при t = 0, 1, 2, . . . , то получим (при условии сходимости)
(11),
откуда следует
(12)
Если же просуммировать уравнения (8) при t = 1, 2, . . . , то получим (при условии сходимости)
, (13)
и соответственно
(14),
откуда видно, что при выборе начальных условий вида результат (14) отличается от (12).
В частности, при выборе режима прогноза развития ситуации без управления и выборе начальных условий , которые выражают равенство нулю вторых производных от величин факторов при t = 0, из формулы (14) получим . что означает, что никакого развития ситуации не происходит и она продолжает двигаться “равномерно и прямолинейно”, поскольку вторые дифференциалы факторов равны нулю и первые дифференциалы факторов не изменяются во времени.
С другой стороны формула (12) предполагает, что начальные данные оказывают такое же ударное воздействие в момент t = 0, как и внешнее импульсное при t = 0 управление, играющее роль и имеющее “размерность” “механической силы”.
Если предполагается использование только импульсных управляющих воздействий при t = 0 и в дальнейшем , то задача развития ситуации без управления и с управлением не отличаются друг от друга, поскольку управление в сущности играет роль поправки к начальным данным и, обратно, начальные данные выполняют роль поправки к управлению.
Режим поиска управления по целевым значениям факторов.Проекция стационарного решения (12) уравнения (8)-(9) на координатную плоскость целевых факторов может быть представлено в виде
,
где
, ,
или иначе
(15).
Пусть - вектор значений дифференциалов целевых факторов, тогда импульсное управление определяется по формуле
(16),
где “+” обозначает операцию псевдоинверсии, и матрица является псевдообратной к матрице ;
является результатом применения к вектору операции - ограничения числовых значений компонент вектора величинами +1 и -1 , если эти значения выходят за пределы отрезка [-1; +1];
получается из применением операции - замены числовых значений ближайшими к ним экстремальными на отрезке [-1; +1] величинами +1 или -1 соответственно.
Тогда стационарные решения, получаемые с использованием этих управлений, вычисляются по формулам
,
.
Степени матрицы смежности графа G и опосредованные взаимовлияния факторов.Пусть вершина x1 влияет на вершину x2 с силой 0.5, вершина x2 влияет на x4 с силой 0.6, вершина x1 влияет на x3 с силой 0.8, вершина x3 влияет на x4 с силой 0.4. Тогда опосредованное суммарное влияние x1 на x4 имеет силу 0.5*0.6 + 0.8*0.4 = 0.62, что равно сумме весов двух путей x1-x2-x4 и x1-x3-x4 из x1 в x4, веса которых равны соответственно 0.5*0.6 = 0.3 и 0.8*0.4 = 0.32 . Суммарная сила влияния одного фактора на другой равна сумме весов всех маршрутов в ориентированном графе G из одного фактора в другой. Вес пути (маршрута) определяется как произведение весов дуг составляющих этот путь (маршрут). Указанный алгоритм расчета опосредованных взаимовлияний в случае необходимости может быть скорректирован с целью адекватного учета взаимоотношений факторов в дальнейших версиях системы.
Если рассмотреть степени матрицы , то их элементам можно придать вполне определенный смысл.
Так, например, элемент матрицы с координатами (1,2) равен сумме весов всех маршрутов из x1 в x2, содержащих ровно две дуги, а в сумме весов всех маршрутов из x1 в x2, содержащих ровно три дуги и т.д.
Таким образом матрица выражает суммарные опосредованные влияния факторов друг на друга с учетом рефлексивного (m = 0) непосредственного влияния фактора на самое себя с силой +1, а матрица не учитывает рефлексивного непосредственного влияния.
Матрица является матрицей контрвлияний факторов с учетом рефлексивности, а матрица
-
матрицей контрвлияний факторов без учета рефлексивности.
Отдельный интерес представляет собой матрица знаков элементов матрицы , т.е. матрица направленности интегральных влияний фактора на фактор (или контрвлияний, если рассмотреть матрицу ).
[1] В этом разделе использованы разработки В.Н.Жихарева.