Требования к содержанию курсовой работы. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану
Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.
Окончательный вариант плана (оглавления) представляется на согласование и утверждение научному руководителю и становится документом обязательным к исполнению.
Курсовая работа имеет следующую структуру:
а) оглавление;
б) введение;
в) основной текст - курсовая работа может состоять из разделов (2-3), поделенных на параграфы;
г) список используемых источников.
При необходимости в курсовую работу можно включать приложения: таблицы, графики, схемы, статистику и т.д.
При написании курсовой работы используются следующие источники информации:
1. Нормативные правовые акты.
2. Специальная научная литература.
3. Материалы судебной, арбитражной, нотариальной и иной правоприменительной деятельности.
4. Другие источники, необходимые в силу специфики работы и согласованные с научным руководителем.
Написанию курсовой работы предшествует внимательное изучение студентом рекомендованных источников. Целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те страницы и издания, которые наиболее полезны при освещении избранной темы.
Написание курсовой работы - это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, отражающее его понимание определенных научных проблем. При использовании литературных или нормативных материалов ссылки на источники обязательны. Заимствование чужого текста без ссылок расценивается как недобросовестность студента.
2.1. Введение.
Раздел «Введение» должен иметь стандартную структуру и дать краткую информацию о замысле исследования, его исходных теоретических и концептуальных посылках, практической и теоретической актуальности, основных целях и задачах исследования. Его объем не должен превышать двух-трех страниц. Рекомендуется окончательный вариант «Введения» оформлять уже после написания основного текста.
Введение должно быть написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования по данной теме, и вопросов, на которые студент надеется ответить.
Структура «Введения» включает:
1) актуальность темы;
2) цель исследования;
3) задачи исследования;
4) объект и предмет;
5) теоретико-методологическую основу;
6) методы исследования;
7) обзор литературы по исследуемой теме;
8) научно-практическую значимость работы;
9) структуру работы.
Актуальность темы – обязательное требование к любой научной работе.
В применении к научной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. То, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя с законодательством, со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и поэтому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом и алфавитном порядке их публикации.
Так как научная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре не следует излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой курсовой работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.
Это обычно делается с перечисления (изучить…, описать.., установить…, выявить…и т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
2.2. Основная часть.
К написанию основной части студент должен приступать только после тщательного изучения нормативного материала, специальной литературы, материалов практики по теме курсовой работы.
Содержание курсовой работы должно соответствовать избранной теме, а также наименованию глав и параграфов, и носить самостоятельный, творческий характер.
Для получения необходимой информации рекомендуется изучить нормативные правовые акты, основные учебники, монографии, учебные пособия, научно-практические комментарии и судебную практику, а также перечень дополнительной литературы, рекомендованные научным руководителем. Нормативный материал можно найти в официальных изданиях, таких как: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» и др.
Современную специальную литературу по теме курсовой работы студент может найти в периодических юридических изданиях на русском и иностранных языках, таких как «Государство и право», «Правоведение», «Право и закон», «Юридический вестник», «Юрист», «Адвокат», «Московский журнал международного права», «Журнал международного частного права (Санкт - Петербург)», «Хозяйство и право», «Нотариат», «Трудовое право» и др.
В качестве эффективного средства поиска информации и овладения современными навыками практической юридической работы с законодательным массивом студентам рекомендуется использовать для самостоятельной работы электронные справочно-правовые системы «Гарант» или «Консультант-Плюс», в которых могут быть найдены международные договоры, нормативные и судебные документы.
Учитывая растущее значение Интернета, студентам рекомендуется активно использовать содержащиеся в нем ресурсы по юриспруденции. Некоторые адреса в Интернете, при помощи которых может быть найдена соответствующая информация, может рекомендовать научный руководитель (однако, необходимо учитывать, что Интернет является динамично развивающейся системой, ввиду чего информация в нем может быть оперативно перемещена на другие сайты).
После изучения и анализа нормативных актов и специальной литературы можно переходить к написанию курсовой работы. Материал должен излагаться последовательно, в соответствии с согласованным с научным руководителем планом курсовой работы. Литературный обзор стратегически лучше построить по принципу - «от общего к частному». Необходимо показать, частью какого, более общего проблемного поля является исследуемая проблема по теме, в силу каких соображений студент придерживается той или иной парадигмы исследования.
В начале теоретических обзоров рекомендуется специально остановиться на ключевых понятиях, которые используются в курсовой работе и дать их определение (собственное авторское или других авторов, при этом сославшись на первоисточник). Во всех случаях использования цитаты - дословного воспроизведения отрывков из литературных источников либо воспроизведения чужих мыслей, идей в собственном изложении - должна следовать ссылка на источник. При изложении данных (цифр, фактов) или взглядов какого-то автора, работу которого Вы не смогли прочитать, нужно ссылаться на источник, материалы которого использовались фактически.
Цитаты надо воспроизводить точно, с соблюдением всех правил цитирования, заключая цитируемые фразы в кавычки и обязательно в сноске указывая номер страницы.
Существуют некоторые правила использования цитат:
· соразмерная краткость - цитаты должны быть не очень объемными и они не должны перегружать текст;
· точность - нужно сохранять все выделения, сделанные автором, в случае пропуска слов внутри цитаты нужно ставить многоточие, а также тогда, когда предложение цитируется не с начала или не до конца;
· соответствие контексту изложения - цитаты по содержанию должны подходить логике излагаемого материала. Не нужно цитировать ради цитирования и придания тексту наукоподобности.
Важно отметить тот факт, что стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица множественного числа или используются безличные местоимения, так как внимание должно быть сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.
В науке стало неписанным правилом, когда автор научной работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Авторское «я» как бы отступает на второй план. Это вполне объяснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творчества, комплексный подход к решению проблем. В связи с чем в научных работах не принято писать от первого лица: «я», «мной», «по моему мнению» и т.д., поэтому в этих случаях употребляются местоимения множественного числа: «мы», «нами», «по нашему мнению», «на наш взгляд», «мы считаем», поскольку указанные местоимения «мы» и его производные как нельзя лучше передают и оттеняют эти тенденции. Но необходимо избегать слишком частого использования в тексте подобных слов и словосочетаний. Часто в таких случаях более уместны такие выражения: «можно сделать вывод», «следует отметить», «представляется убедительным», «подчеркиваем» и т.д.
Посредством выполнения курсовой работы студент приобретает навыки и умения формулировать, обосновывать свои выводы. Каждый параграф курсовой работы должен завершаться выводами. Предполагается необходимым уделить внимание логическим переходам от одной главы к другой, от параграфа к параграфу.
Обычно первая часть работы посвящается теоретическому анализу и сопоставлению подходов, взглядов, школ различных исследователей, высказывающихся по исследуемой теме. Как правило, эта часть работы включает в себя историческую справку – характеристику развития научных подходов на рассматриваемую проблему (тему). Затем, целесообразно провести сравнительный анализ мнений и взглядов современных исследователей, после чего сделать обоснованный вывод о наиболее приемлемой позиции.
Следующая часть работы может быть посвящена обозначению и выявлению и обоснованию проблемных вопросов современной правовой науки и практики. Студенту рекомендуется активно использовать при выполнении этой части работы материал, заимствованный из современной периодической литературы (правовые журналы, газеты, аналитические статьи из электронных источников и т.п.). Безусловно, выигрывает курсовая работа, когда в ней представлены «живые» примеры из судебной и административной юрисдикционной практики, подтверждающие наличие проблемных аспектов, затрагиваемых в исследовании.
Заключительная часть курсовой работы представляет собой авторские рассуждения по исследованным вопросам темы. Студент должен обозначить самостоятельные предложения либо обосновать предпочтение к уже высказанным в научной литературе суждениям по устранению выявленных проблем правовой науки и практики (научная не разработанность некоторых вопросов, «пробельность» права, его коллизионность и т.п. формы несовершенства законодательства или практики его реализации)
2.3. Заключение.
Последним пишется заключение, которое объединяет выводы, вытекающие из содержания работы и сделанные в конце каждого параграфа. В итоге студент делает вывод о степени и полноте решения задач, поставленных во введении. Затем оформляется библиографический список (см. подробное описание библиографического описания в разделе «Требования к оформлению курсовых и дипломных работ»).
Если для придания курсовой работе наглядности студент подготовил схемы, таблицы, графики, копии юридических документов, то они должны быть оформлены как Приложения и размещены после библиографического списка.