Организационно-экономические основы туризма
Лекция 1 Предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма
Предмет экономики туризма и история развития туризма
В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка.
Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.
Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие:
- объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;
- содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;
- экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы;
- экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;
- экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;
- специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;
- экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.
Одна из особенностей экономики туризма состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива и, следовательно, исторична. Она развивалась вместе с развитием общества, путешествий и туризма.
На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов.
В средние века в связи с развитием христианства и торговли появляются путешествующие служители церкви и купечество. Первые преследуют цель распространения христианства, вторые – цель обогащения.
В эпоху Великих географических открытий экономические цели путешественников, мореплавателей и первопроходцев – захват и освоение новых территорий.
Путешествия и экскурсии принимают экономически новые формы – формы туризма.
В эпоху промышленного переворота появляются принципиально новые транспортные средства – материальная основа для развития туризма, как внутреннего, так и международного.
Туризм становится одним из реальных факторов человеческого бытия. Организованные экскурсии входят в образ жизни значительной части населения.
Экономика туризма (и внутреннего, и международного) обрела современные черты: появились оптовые туристские фирмы, розничные турагентства и туроператоры, всемирные, национальные и региональные туристские организации самых различных видов и форм.
Организационно-экономические основы туризма
Организационно-экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет.
По мнению многих ученых-аналитиков в основе развития международного туризма лежат следующие факторы-возможности:
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения.
3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям.
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха.
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между, так и внутри регионов.
6. Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов.
7. Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма.
Организационно-экономические возможности развития туризма в международном масштабе создали благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах.
Для многих из них международный туризм является:
- важнейшим источником валютных поступлений;
- фактором, стимулирующим рост платежного баланса;
- мощным стимулом развития и диверсификации многих отраслей (возникают как предприятия, так и отдельные отрасли, обслуживающие сферу туризма).
Потенциал возможного развития туризма в РФ большой и она, по оценкам аналитиков, к 2020 году войдет в первую пятерку стран, как по приему туристов, так и по выезду туристов за границу государства.
Неблагополучное положение туризма в РФ объясняется тем, что туристический потенциал государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм в РФ ассоциируется со спортом и с укреплением здоровья (лечебно-оздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы.
Положительным фактором развития российского туризма является растущее число и влияние объединений туроператоров и турагентов. Заметно активизировался рынок образовательных услуг для сферы туризма.
Потенциальные резервы имеются едва ли не в каждом регионе страны и заключаются в содействии развитию малого и среднего бизнеса, усилении экономического потенциала страны. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где на долю малых и средних предприятий приходится, как правило, не менее 90-95% всех предприятий национальной экономики. Содействие развитию малого и среднего бизнеса является не столько экономической проблемой, сколько проблемой социальной.
Выездной туризм в РФ в дополнительном стимулировании не нуждается. В нем взаимно заинтересованы как страны, ждущие наших туристов, так и сами туристы, желающие посетить какую-либо из этих стран.
Иначе обстоит дело с въездным туризмом. Его нужно поощрять по простой причине: он очень выгоден. Туристический бизнес, развивающийся в РФ, как на основе внутреннего туризма, так и на основе въездного иностранного туризма, стимулирует развитие не только туристической индустрии, но и ряда других отраслей непроизводственной сферы. Он является стимулятором увеличения количества рабочих мест в отраслях, а также на предприятиях инфраструктуры туристического бизнеса.
При этом следует иметь в виду два социально-экономических явления:
- временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе и сопряженных с ним отраслях минимальный;
- для обслуживания одного иностранного туриста требуется примерно 9 человек.
Для развития въездного туризма нужно не только хорошо разрекламировать наши возможности в туризме, но и построить новые гостиницы, повысить качество туристических услуг, улучшить сервисное обслуживание.
Наряду с положительным, следует учитывать возможные отрицательные последствия,возникающие при притоке туристов в определенный регион. Так, если в регионе нет избытка рабочей силы, то ее перемещение в индустрию туризма, например, из сельского хозяйства может привести к определенному застою в последнем. Миграция населения из сельских районов в городские увеличит нагрузку на такие непроизводственные отрасли, как здравоохранение и просвещение. Инвестиционные ресурсы, потраченные на дополнительные вложения в туристическое хозяйство, не смогут быть направлены в те отрасли, где они необходимы.
В РФ имеется много объективных факторов, обеспечивающих хорошие перспективы для развития туризма. Однако присутствуют и сдерживающие факторы. Сдерживающим фактором более бурного развития туризма является снижение уровня жизни основной массы населения, снижение его реальных доходов. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм получит очередной толчок своего развития.
В случае стабилизации экономики и политики можно ожидать значительного увеличения и объемов въездного туризма.