Создание и деятельность органов всесословного общественного управления
Во второй пол 50х гг 19 в. в Рос нач новая борьба конституц движения, в том чиле и правительственного конституционализма.. инициаторами были дворяне в рамках дворянск комитетов, обществ, земских собраний. 1е проявление - деятельность депутатов гос призыва, которые предложили сословное управление на местах. Далее комиссии с местными дворянами обсуждали вопрос о конституции. Действ комисс во гл с Милютиным, кот разраб администр реф. В прав-ве появл сторон полит реф. Инициатором был Петр Валуев- министр внут дел. (Ланской-министр вн с 1861 был уже в отставке). Он в теч 1861-63 3 раза пыт подтолкн Ал2 к полит реф. Валуев написал записку "Дума русского" во второй половине 1855 г.(критика ник режима), получил в свои руки разработку земской реформы и задумался о создании высшего здания земства, хотел к 1862создать конституцион орган(1862- 1000леие руси).Законопроект реорг Гос Думы. При ней предл создать интитут гласн, в кот нужно ввести выборных от земств. Он д б собир-ся неск раз в год и обсужд заонопр. Но А2 заброковал его.След попытка принадл брату Ал2- Константину Ник В 1863 Константин стал председателем Гос Совета. Создание проекту реф он поруч совему помщн генералу Урусову. Суть: при Гос Совете создать земск идвор приготовит комисс и дать им возм-ть обсуждать хоз-экономич ?.В кон 1866 проект передан Ал2. В сер янв 1867 он отверг. Константин был за созыв при Гос Совете выборных от земств гластных в совет при гос совете, а Валуев за представительное, а не экспертное учреждение, котор будет подавать готовые проекты. 3аяя попытка 1870-71Шеф жандармов Шувалов тоже писал проект гос реформ (предлаг созд общегос земск комиссию)- но его под сукно.
Создание местного гос управления
Возникла идея реф еще при создании местного крест упр по реф. Дворяне хотели создать на уровне волости крест-помещ орган упр вне контроля гос админ.
В 1858г создана комиссия во главе с Милютиным(либералы) разрабатывали проект реформы. Хотели создать сильную уездную администрацию во главе с уезд начальником. + разделение властей на уровне уезда на судеб, хоз-распорядит и администр власти. Это привело к плану создания земств, сначала лишь на уровне уездов, а затем и губерний.
В 1855 нач создание земств. Сначала хотели сделать их назначаемыми, но потом выборными. Затем над реф работал Валуев.Милютин хотел гос характера земств, а Валуев был за политич характер. Гос пол характер- вписывается в админ вертикаль, а общест -негос учреждение. В реформе оказались и гос и общест черты, но общест больше.
В 1864 Проект утвержден, началась Земская реформа Создав-сь всесословн выборные представит органы местн самоуправл в уездах и губерниях. 2 уровня: губернский и уездный. 2 концепц на реф:1- обществ теория управления( общ-во- самостоят Эл-т со своими интерес, отличн от гос-х, обществ управлен независ от гос-ва) 2- гос теория управлен(эти органы завис от гос-ва и выполн гос задачи) реформаторы предпочли 1ую модель В Рос возникло избират право по системе курий - избират собрание (имущ ценз - 50душ наделов для земел собственников и 100душ наделов для торг пром городских собственников).Выборы в земск органы провод 1 р в 3 г по 3м куриям.Курии:1) Уездный съезд землевладельцев, 2)съезд городск изберателей-гор курия, 3)уездное крест собрание- крест курия. В первых 2х прямые выборы, в 3ей по ступеням. На этих сездах они выбирали земских гласных. 1я курия- 1го от 1000душ наделов, 2я- 1 депутата от 100-200 владельцев ценза, 3я - от 2000. => пропорционально.
Уездн земск собран явл-сь распорядит орг и выбирали исполнит орг- земские управы, а так же гласных в губ земск собрания. Председат земск собран автоматич станов предводит уездного или губернск двор-ва. Распорядит органы= собрания, которыми руководили предводители дворянских обществ, выборные председатели, члены управ исполнит органов. Должности оплачивались. Представители в губернию выбирались от гласных с уездного собрания.
Функции земств:Обязательные: общие функции (содержание дорог, тюрем), на них уходили почти все ср-ва. Соц культурные функции- необязательные. Земства были на самофинансировании: спец земск сбор+поземельные налоги крестьян- большая нехватка земствам ср-в=> налоги повыш и появл налоговая разведка). Эти работы земств заложили появление науч статистики. Земства стали затем центрами формирования политической оппозиции.
В 40е уже сущ гор управление в Рос. В 60егг 19в создавались комиссии в городах, котор разрабатывали свои проекты гласно. В 1870м введено Городовое Положение, которое привлекло к гор упр представителей гор недвижимости. Выборы в сист гор самоуправл провод на осн имущ ценза. 3 курии 6 кр, ср и мелк налогоплательщ. Кажд кур избир 1\3 состава гласных Городск думы, кот явл распорядит орг. Она избирала Городск управу- исполнит орг во гл с городск головой. Гор самоуправл заним благоустр города, образован.