Тема 6. ВНЕЛЕГАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Лекция №11. ЦЕНА ПОДЧИНЕНИЯ ЗАКОНУ И ЦЕНА ВНЕЛЕГАЛЬНОСТИ

Высокие трансакционные издержки на обмен легально зафиксированными правомочиями мешают попаданию правомочий в руки собственников, которые смогут распорядиться ими наиболее эффективно. Означает ли это, что обмен не происходит вообще и экономические агенты смиряются с неоптимальной структурой собственности? Поиск альтернативного решения отражают попытки экономических агентов специфицировать права собственности и организовать обмен ими без участия государства, т.е. внелегально. Данный термин означает отказ индивидов от использования норм писаного права для организации повседневной деятельности и обращение к неписаному праву, т.е. нормам, зафиксированным не в законах, а главным образом в традициях и обычаях, а также к альтернативным механизмам разрешения конфликтов по поводу обмена и защиты прав собственности1. Тем самым экономические агенты избегают попадания в тупиковую ситуацию, когда государство не может в ходе первоначальной спецификации прав собственности наделить ею потенциально наиболее эффективных собственников, а обмен правомочиями невозможен из-за запретительно высоких трансакционных издержек.

Известны многие примеры сосуществования легальной и вне-легальной систем прав собственности. В командной экономике, несмотря на закрепленный в законе общенародный характер собственности, основные правомочия реально находились в руках бюрократии, как партийной, так и административной (министерства, главки)2. Соответственно, существовали и альтернативные механизмы разрешения конфликтов, принимавшие форму торгов и сделок, где в качестве предмета обмена выступали не только товары и услуги, но и "положение в обществе, власть и подчинение, законы и права их нарушать"3. Еще более яркий пример дуализма представляет собой экономика Перу и других латиноамериканских стран, где государственная судебно-правовая система и защищаемые ею права собственности лежат в основе лишь незначительной части сделок. Как показал Э. де Сото, деятельность целых секторов экономики – розничной торговли, общественного транспорта, строительства и др. – регулируется на основе внелегальной системы прав собственности4. Например, строительство нового многоэтажного жилого дома в столице Перу Лиме начинается не с получения разрешения в мэрии, а с захвата участка под строительство по принципу приоритета первого (first came – first served). Впоследствии установленное подобным образом право собственности защищается социальными санкциями и обычным правом, а не легально фиксируемыми титулами права собственности.

Цена подчинения закону

Основной причиной внелегального осуществления экономической деятельности являются высокие трансакционные издержки, связанные с действием в рамках закона. Используя рассмотренную в предыдущей лекции классификацию трансакционных издержек, отметим, что главным образом речь идет о высоких издержках заключения контракта, издержках спецификации и защиты прав собственности и издержках защиты от третьих лиц. Впрочем, Э. де Сото предлагает объединить эти издержки в один термин "цена подчинения закону". Цена подчинения закону включает в себя5:

• издержки доступа к закону – затраты на регистрацию юридического лица, на получение лицензий, открытие счета в банке, получение юридического адреса и выполнение иных формальностей;

• издержки продолжения деятельности в рамках закона, связанные с необходимостью выплаты налогов, подчинением требованиям закона в области трудовых отношений, регулирующим длительность рабочего дня, минимальную заработную плату, социальные гарантии, выплатой судебных издержек при решении конфликтов в рамках легальной судебной системы.

Стоит подчеркнуть, что цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на выполнение тех или иных процедур6. Причем именно эта составляющая часто бывает особенно велика. Например, процедура получения разрешения на строительство жилого дома в Лиме занимает в общей сложности 4 года 1 месяц, получение разрешения на организацию мелкооптового рынка – 17 лет, получение разрешения на открытие небольшого магазина – 43 дня. Аналогичным образом были сделаны расчеты затрат на регистрацию юридического лица и для других стран третьего мира7 (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Страна Затраты времени (дней) Затраты в денежной форме (в % от ожидаемой годовой прибыли)
Боливия 15-30 0,3-3
Бразилия 31-60 3-8
Чили 12-65 3-6
Эквадор 60-240 15-24
Мексика 83-240 -
Уругвай 75-90 6-160
Гватемала 179-525 4-9
Венесуэла 170-310 6-24

Рассмотрим издержки доступа к закону, с которыми сталкиваются российские предприниматели. Корректнее всего рассматривать их в зависимости от организационно-правовой формы, в которой регистрируется предприятие. Возьмем, например, процедуру регистрации предприятия в наиболее распространенной организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью (ООО)8. В перечень документов, которые необходимо представить для регистрации ООО, входят: заявление о регистрации предприятия; договор учредителей; утвержденный учредителями устав предприятия; документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала (равного как минимум 100 минимальным размерам оплаты труда); свидетельство об уплате государственной пошлины. Затраты времени и ресурсов на регистрацию могут быть представлены в табл. 11.2.

Итого по самым скромным подсчетам получается 8830 руб. затрат в денежном выражении и 15 рабочих дней чистых (без учета ожидания регистрации: еще как минимум 10-15 дней) затрат времени. Сравним издержки регистрации ООО с издержками доступа к закону при регистрации ЗАО и индивидуального предприятия (частный предприниматель без образования юридического лица) в форме таблицы (включая затраты на оплату 50% уставного фонда предприятия) (табл. 11.3)9.

Таблица 11.2

Этап и процедура регистрации Стоимость Затраты времени (ч)
Первый этап
Проведение учредительного собрания - -
Выбор юридического адреса От 300 руб. до 200 дол.10
Распечатка пакета документов 10 руб. -
Юридическая экспертиза документов 100-200 дол.
Размножение пакета документов 20 руб. -
Нотариальное заверение документов 300 руб.
Проверка названия на отсутствие аналогов 150 руб.
Второй этап
Оплата регистрационной пошлины 205 руб.
Сдача документов в Регистрационную палату -
Снятие копий с временно зарегистрированных документов 10 руб. -
Нотариальное заверение копий 120 руб.
Изготовление эскиза печати 150 руб.
Получение разрешения на изготовление печати (в УВД) 10 руб.
Изготовление печати и штампа 300 руб.
Открытие счета в банке и оплата 50% УФ 4200 руб.
Нотариальное заверение подписей 100 руб.
Третий этап
Постановка на учет и получение справки в Мосгорстате 70 руб.
Постановка на учет и получение справки в Минфине 55 руб.
Постановка на учет в налоговой инспекции 10 руб.
Постановка на учет в Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования, Фонде занятости, Фонде социального страхования 10 руб.
Сдача документов в Регистрационную палату 210 руб.
Получение постоянного свидетельства -
Подтверждение в Налоговой инспекции, Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования, Фонде занятости, Фонде социального страхования получения постоянного свидетельства  

Таблица 11.3

Организаци­онно-право­вая форма Регистрация учредителя­ми Регистрация с помощью посред­нической фирмы Покупка готового предприятия
ООО 4-31 день, 5700 руб. 4-31 день, 12 800 руб. 3-20 дней, 10 200 руб.
ЗАО 1,5-3 мес., 46 000 руб. 21 день, 49 000 руб. Н.д.
ПБЮЛ 8-30 дней, 600-1500 руб. Н.д. Н.д.

Таким образом, единственная организационно-правовая форма, которую можно зарегистрировать с минимальными издержками доступа к закону, – предприниматель без образования юридического лица. В этом случае достаточно лишь представить в Регистрационную палату копию паспорта, заявление, квитанцию об уплате пошлины, затем зарегистрироваться в налоговой инспекции и

изготовить печать.

Если в России затраты времени на регистрацию предприятия и не столь велики, зато издержки продолжения деятельности в рамках закона находятся на запретительно высоком уровне. В первую очередь это касается налоговых выплат. Вот ставки основных налогов, которые приходится платить российскому предприятию (по состоянию на 1999 г., в скобках указаны налогооблагаемая база):

• налог на прибыль – 20% (прибыль);

• НДС – 20% (выручка);

• налог на операции по ценным бумагам – 15% (доход от операций с ценными бумагами);

• налог на пользователей автодорог – 2,5% (выручка);

• налог на содержание жилищного фонда – 1,5% (выручка);

• налог на имущество предприятия – 2% (стоимость основных фондов);

• налог на приобретение автотранспортных средств – 20% (продажная цена);

• страховые взносы в Пенсионный фонд – 28% (расходы на оплату труда);

• взносы в Фонд социального страхования – 3,6% (расходы на оплату труда);

• взносы в Государственный фонд занятости – 1,5% (расходы на оплату труда);

• взносы в Фонды обязательного медицинского страхования – 5,4% (расходы на оплату труда);

• налог на рекламу – 5% (затраты на рекламу);

• налог с владельцев автотранспортных средств (80 коп. / л.с.);

• налог на нужды образовательных учреждений – 1% (расходы на оплату труда).

Все эти цифры вполне сопоставимы с издержками продолжения деятельности в рамках закона, характерными для стран третьего мира. Только предприниматель без образования юридического лица имеет возможность продолжать деятельность в рамках закона с минимальными издержками: для него достаточно платить один вид налогов – подоходный налог (в обычном случае по ставке 12% от суммы доходов).

Именно высокая цена подчинения закону объясняет низкий процент применения норм закона для обеспечения повседневного функционирования предприятия. Показательны данные о соблюдении законодательства в некоторых странах третьего мира (в процентах от наблюдаемых случаев) (табл. 11.4)11.

Таблица 11.4

Страна Патен­тное право Земель­ный налог Налог на при­быль Налог на доба­влен­ную стои­мость Мини­маль­ная за­работ­ная плата Дли­тель­ность рабоче­го дня Соци­аль­ная за­шита Гиги­ена и безо­пас­ность труда
Алжир Н.д.
Эквадор Н.д. Н.д
Ямайка Н.д. Н.д. Н.д. Н.д.
Нигер
Тайланд Н.д. Н.д.
Тунис Н.д. Н.д.
Свазиленд Н.д.

Доступные данные по России касаются выполнения налогового законодательства. В 1997 г. только по официальным данным поступления от налога на прибыль составили 43,3% от расчетных, от налога на добавленную стоимость – 68,1 %, от акцизных сборов – 66,4%12. В общей сложности доля сокрытия с целью ухода от налогообложения объема продукции на российских предприятиях составила в 1996-1997 гг. 16,4%, а прибыли – 78,7%13.

Наши рекомендации