Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ЕГО ОЦЕНКА
Понятие качества продукции.
Рассмотрение качества продукции начинается с определения потребностей. Потребность – это экономическая категория, стимулирующая развитие материальных условий жизни, воспроизводство которых необходимо для жизнедеятельности.
Продукция – результат трудовой деятельности людей, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей конечных потребителей. Результаты труда могут быть материальными (продукты, сырьё, материалы, ткани, обувь, машины, приборы, топливо, устройства и т. д.) и нематериальными (энергия, информация, некоторые виды услуг и т. д.).
Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путём купли-продажи. Всякий товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Помимо двух основных свойств, всякий товар должен обладать такой характеристикой как качество продукции. Качество - степень соответствия данного изделия требованиям, предъявляемым к нему его назначением.
Основные факторы, влияющие на качество продукции:
· факторы внешней среды:
- уровень требований к качеству (потребители, прогресс, конкуренты);
- наличие поставщиков капитала, трудовых ресурсов, материалов, энергии, услуг;
- действующее законодательство в области качества и работа государственных органов.
· внутренние факторы предприятия:
- материальная база предприятия (финансы, оборудование, инфраструктура);
- персонал (квалификация и мотивация);
- качество проекта (совершенство конструкции);
- качество исполнения (применение передовых технологий
Рассматривая определения понятия «качество», следует учесть:
1. Понятие «качество» относительно. На мировом рынке всегда имеется огромное количество различных моделей, типов изделий одинакового назначения. И всегда имеется фирма - изготовитель, которая выпускает самые лучшие изделия данного вида, которые будут являться эталоном для всех изделий. Поэтому понятие «высокое качество» применительно к промышленному изделию означает, что функциональные свойства изделия, материал, из которого оно изготовлено, отделка и внешний вид выше среднего уровня.
2. Изделия высокого качества должны отражать достижения технического прогресса, отвечать требованиям производства и иметь себестоимость, экономически оправдывающую их выпуск. Они должны быть надежными и долговечными, простыми при эксплуатации и уходе, безопасными, иметь рациональную и миниатюрную конструкцию, красивый внешний вид.
Для промышленных предприятий качество продукции является важнейшим показателем деятельности. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции обеспечивает повышение спроса на продукцию и увеличение суммы прибыли за счёт более высоких цен.
Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества
Оценка уровня качества объекта и классификация показателей качества рассматриваются в квалиметрии.
Квалиметрия — отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. Основные задачи квалиметрии: обоснование показателей качества, разработка методов их определения, расчета и оптимизации, совершенствование типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка обобщенных показателей и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством. Объектами квалиметрии могут быть любые товары и услуги, к которым применимо понятие «качество».
Любой товар или услуга имеет множество свойств. Свойства продукции – ее объективные особенности, проявляющиеся при производстве, эксплуатации и потреблении. Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится совокупность свойств, создаваемых в процессе производства (потенциальное качество). Потребительские свойства продукции характеризуют ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя (реальное качество).
Показатели качества — количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества количественно обусловливают степень способности продукции удовлетворять определенные потребности. Можно выделить простые (масса, емкость, длина и т. д.) и сложные (безотказность, ремонтопригодность и т. д.) количественные характеристики одного или нескольких свойств качества. Каждый вид продукции характеризуется своей номенклатурой показателей качества. При оценке качества товаров для населения применяются показатели: сорт (пищевые продукты, продукция легкой промышленности), группа сложности (бытовая радиоаппаратура), марка (цемент, кирпич), категория качества (видеокассеты). Также для оценки степени превосходства одной части продукции над другой используют градацию (класс, сорт) — это категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей одно и то же функциональное применение, но к которой применяются различные требования в отношении качества.
Можно прийти к выводу, что качество продукции находится в постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией.
Контроль качества можно свести к двум основным понятиям — измерение контролируемых параметров и распределение их значений. Посредством анализа качества с помощью имеющихся данных и статистических методов определяют отношение между точными и замененными качественными характеристиками. Анализ позволяет уяснить связь между факторами, влияющими на бесперебойное функционирование производственного процесса, и такими результатами, как качество, стоимость, производительность и т. д.
Стандартизация — установление и применение правил (стандартов) с целью упорядочения деятельности в определенных отраслях. Объекты стандартизации — конкретная продукция, нормы, требования, методы, обозначения и т. д., многократно применяемые, используемые в различных сферах экономики, международной торговле.
Стандарт — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. В отношении качества в России используются:
а) международные стандарты (ИСО);
б) государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы);
в) отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО);
г) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).
Сертификация — это необходимый процесс, гарантирующий соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам. По определению Международной организации по стандартизации ИСО, под сертификацией соответствия понимают действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют стандарту или другому нормативному документу.
Исходя из этого определения, можно выделить основные характеристики сертификации:
- независимость — действия предпринимаются третьей стороной, которой может быть лицо или орган, признаваемые с помощью специальной процедуры независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе;
- устанавливается соответствие только тем требованиям, которые предусмотрены в стандартах или других нормативных документах, с помощью объективных методов проверки, обеспечивающих четкое и однозначное толкование.
В системе сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификация соответствия и знак соответствия.
Сертификат соответствия — документ, изданный по правилам системы сертификации и удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Сертификат качества продукции — включает точное наименование продукции, стандарт или технические условия, по которым она производится, и для наглядности качественные показатели и характеристики; сертификат на происхождение товара — предназначен для определения страны происхождения товара и завода изготовителя.
Знак соответствия — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый вместе с правилами сертификации и указывающий, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знаком соответствия товар маркируется в том случае, если в нем соблюдены все требования стандарта. Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке.