Границы государственного регулирования. Модели взаимоотношений экономики и государства

Государственное регулирование рыночной экономики - воздействие государ­ства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнк­туру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Современная экономическая теория связывает необходимость государственного регулирования с фиаско, или провалами рынка. Провалы рынка– это ситуация, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно разместить ресурсы, или достичь Парето оптимального распределения. Распределение, эффективное по Парето, означает, что нельзя улучшить благосостояние одного члена общества, не ухудшив при этом благосостояния другого члена общества.

Принято выделять несколько основных причин провалов рынка: внешние эффекты (экстерналии); невозможность предоставления рынком общественных благ; асимметричность информации и неполнота рынков; монопольная власть на рынках; макроэкономическая нестабильность; неравенство в распределении доходов.

Соответственно причинам провалов рынка можно назвать основные экономические функции государства,определяющие задачи государственной политики, связанные с корректировкой рыночного механизма: оптимизация внешних эффектов; предоставление государством общественных благ; пресечение асимметричной информации и компенсация неполноты рынков; ограничение монопольной власти, поддержка конкуренции; поддержание макроэкономической стабильности; социальная политика, направленная на более справедливое распределение доходов в обществе.

Внешние эффекты (экстерналии) -выгоды или издержки, получаемые экономическими субъектами, которые не находят отражения в цене благ. Они могут быть положительными и отрицательными.

Общественные блага – это неделимые блага коллективного пользования. Отличаются от частных благ тем, что обладают двумя основными свойствами: неисключаемостью и неконкурентностью. Неисключаемость – люди не могут быть исключены из сферы потребления блага, даже если они отказываются за это платить. Неконкурентность– предельные издержки предоставления блага еще одному члену общества остаются неизменными(благо могут потреблять одновременно множество людей и это не вызывает дополнительных издержек). Если присутствуют оба свойства, мы имеем дело счистым общественным благом. Чаще мы встречаемся со смешанными общественными благами (здравоохранение, образование и т.п.). Эти блага производятся и в государственном, и в частном секторе. Свойства неконкурентности и неисключаемости присущи им в большей или меньшей степени.

Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется посредством проведения государственной политики в определенных сферах экономики. Раз­работка оптимальной экономической политики включает ряд конкретных шагов: выбор конечных целей экономической политики и расчет целевых показате­лей, характеризующих намеченный уровень благосостояния; оценка значимости тех политических инструментов, которы­ми реально располагаетправительство; увязка между собой целевых показатели и инструмен­тов для их достижения.

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного ме­ханизма) и синтез неоклассических концепций невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Кейнсианская концепция базируется на идеях Кейнса и его последователей – Р. Модильяни, П. Самуэльсона, Р. Солоу, Д. Тобина. В 70-е годы популярность теорий регулирования ослабла в связи с проявившимися недостатками государственных мер воздействия и бюрократическими издержками. Это усилило тягу к классическим теориям свободного рынка. На рубеже 70-80-х годов кейнсианство вытесняется идеями Чикагской школы(монетаризм). В основе концепции монетаризма, идейным лидером которого М. Фридмен, является положение о том, что рынки всегда конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. В настоящее время вновь отчетливо проявляются намерения в той или иной степени вернуться к усилению государственного регулирования.

Итак, анализ экономической практики индустриально развитых стран позволяет сделать вывод о высокой степени управляемости рынка в современных условиях. Вопрос состоит не в том, должно или не должно государство участвовать в экономических процессах, а в том, каковы формы этого участия.

Наши рекомендации