Кадры управления. роль руководителя предприятия
Кадры управления — это работники, профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению производством и реализацией
продукции. Синонимами этого понятия могут быть «штатный со став системы управления» или «административно-управленческий персонал».
За годы реформ в силу различных причин (падение объемов производства, ухудшение социально-экономических условий на селе) произошло сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве руководителей и специалистов, ухудшился их качественный состав, снизился профессиональный уровень. Еже годная сменяемость руководителей предприятий возросла и составила в среднем по стране 17 %, а в Липецкой, Пензенской и некоторых других областях 25-34 %. Очень часто на должность руководителя хозяйства приходят плохо подготовленные люди.
Низкий профессиональный уровень руководителей и специалистов, недостаточная восприимчивость к требованиям рынка не позволяют им своевременно адаптироваться к новым условиям хозяйствования, что приводит к серьезным негативным последствиям.
По инициативе Министерства сельского хозяйства Правительством РФ было принято постановление «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса». В нем сформулированы основные направления кадровой политики, содержащие в том числе обязательные требования к кадрам управления и условиях рыночной экономики:
формирование у руководителей и специалистов высокого профессионализма, инновационного мышления, управленческой куль туры, предпринимательских навыков;
повышение мотивации труда работников к достижению высокой эффективности производства, выпуску конкурентоспособной продукции;
улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ в целях привлечения их на учебу в аграрные учебные учреждения профессионального образования, закрепления на селе;
создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, обеспечивающей непрерывность их обучения в течение всей трудовой деятельности;
дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села как одного из главных факторов закрепления кадров, улучшения качества жизни в сельской местности.
Органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано:
восстановить и укрепить службы управления персоналом и органах государственного управления АПК;
создать специальные фонды для финансирования профессиональной переподготовки резерва руководителей и специалисток предприятий, а также повышения их квалификации;
разработать и утвердить в установленном порядке нормативные акты о социальных гарантиях и льготах для руководителей предприятий и выпускников образовательных учреждений после поступления на работу в сельскохозяйственное производство;
предлагать учредителям сельскохозяйственных организаций избрать на руководящие должности лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и прошедших специальную управленческую переподготовку;
активнее практиковать обучение персонала путем проведения слетов, соревнований, конкурсов по профессиям.
Совершенствование управления предприятиями и отраслью в целом рассматривается в данном документе как один из основных факторов стабилизации и развития АПК. Для систематического освещения опыта работы с персоналом на предприятиях ПК, информирования руководителей и специалистов о перспективных инновационных проектах, новых нормативных положениях, направлениях и программах профессиональной переподготовки кадров был учрежден ежемесячный журнал «Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций».
В современных условиях хозяйствования кадровая политика предприятий строится на следующих принципах.
подбор людей по нравственным, деловым и личным качествам;
использование опытных работников в сочетании с молодыми;
использование кадров с учетом опыта их работы и профессиональной подготовки;
подготовка и переподготовка кадров исходя из перспектив развития предприятия;
сочетание доверия и уважения к кадрам с высокой требовательностью к ним;
четкое определение обязанностей и персональной ответственности;
соответствие качеств кандидата характеру объекта управления;
психологическая совместимость;
объективная и регулярная оценка профессиональной деятельности, стимулирование труда.
На основе данных принципов на каждом предприятии формируется система работы с кадрами — совокупность управленческих задач, решаемых администрацией предприятия на каждом этапе его развития.
Эта система включает:
прогнозирование и планирование потребности в кадрах, их подготовки, переподготовки, перемещения и обучения;
анализ профессионального, образовательного, возрастного состава и других социально-демографических характеристик персонала;
регулярное проведение аттестации кадров руководителей и специалистов, осуществление мероприятий по результатам этой работы;
формирование кадрового резерва и работы с ним по целенаправленным программам;
выявление потребности в обучении и повышении квалификации руководителей и специалистов;
формирование творческой, деловой атмосферы в коллективе; создание оптимальных условий труда; стимулирование труда руководителей и специалистов; повышение культуры управления;
обобщение передового опыта работы с кадрами, планомерное применение его в собственной деятельности.
Перечень мероприятий по работе с персоналом может быть большим и меньшим в зависимости от уровня развития предприятия и стоящих перед ним задач.
Среди кадров управления особенно велика роль руководителя предприятия. Ему принадлежит ведущая роль в разработке стратегии организации, он должен лучше других понимать, что нужно предприятию и как это осуществить. Руководитель объединяет и направляет людей на выполнение поставленных целей, несет персональную ответственность за социально-экономическое развитие предприятия.
Требования к хозяйственному руководителю надо рассматривать в контексте времени, состояния экономики, сложившейся и коллективе ситуации. На сегодня условия хозяйствования в пред приятиях АПК весьма пестрые. Имеются относительно благополучные хозяйства, временно неплатежеспособные, а также хозяйства с полностью разваленной финансово-экономической системой. Каждая из указанных групп, естественно, требует адекватной системы управления и типа руководителя. Поэтому речь может идти лишь о базовых требованиях и качествах, которые необходимы руководителю в любом случае; их можно разбить на три группы — нравственные, деловые и личные.
Нравственные качества руководителя связаны прежде всего с его приверженностью принципам социальной справедливости и гуманизма, с его верой в людей и возможности коллектива пред приятия. Для руководителя с высокими нравственными качества ми человек — высшая ценность. Он не может быть безразличным к судьбам своих сотрудников, к их интересам и чаяниям.
К сожалению, в последнее время пренебрежение к нравствен ным качествам управленческого персонала нередко приводило к печальным последствиям, и руководящие должности получали люди, явно недостойные такого доверия.
Деловые качества руководителя — это его способность находить (в рамках своей компетенции) наилучшее решение поставленных задач, последовательно и инициативно обеспечивать их выполнение. По содержанию эти качества представляют единство двух составляющих: компетентности (знаний) и организаторских способностей (умения).
Некомпетентный, не разбирающийся в деле руководитель неизбежно оказывается в унизительной зависимости от своего окружения, проявляет подозрительность в отношении действий подчиненных, окружает себя столь же некомпетентными людьми, принимает необоснованные решения и, в конечном итоге, бесславно завершает свою карьеру.
Высокая организационная культура руководителя предполагает, что он знает, как надо поступать, а также умеет:
спроектировать эффективную организационную структуру управленческого аппарата и технологию процессов управления;
правильно подобрать и расставить кадры подчиненных;
эффективно распределить функции, права, ответственность между своими заместителями, руководителями подразделений;
поставить задачи подчиненным, спланировать их работу, эффективно организовать их труд;
грамотно организовать свою собственную работу, планировать свое рабочее время;
координировать деятельность людей в организации, наладить эффективный контроль исполнения решений;
проводить рационализацию аппарата управления исходя из требований рынка, достижений науки и техники управления;
изучать и внедрять зарубежный и отечественный опыт организации управления.
Претенденту на руководящую должность, наряду с высокими нравственными и деловыми качествами, необходимы определенные личные психологические качества. Они во многом предопределяют способность руководителя привлекать к себе людей, а без такого умения нельзя рассчитывать на высокое качество управления.
Для целеустремленных, планомерных действий руководителю необходимы воля и твердость, самообладание, обостренное чувство ответственности, и в то же время — честность, правдивость, скромность, простота.
Список уже названных качеств руководителя можно продолжить, и все они важны при руководстве с людьми. Конечно, найти идеального претендента, полностью отвечающего всем требованиям, практически невозможно. Выход из этой ситуации — в ограничении состава показателей некоторым минимумом основных, но безусловно необходимых для успешной управленческой деятельности при замещение конкретной должности.
Умелым хозяйственным руководителям является тот, кто пользуется авторитетом в коллективе. Под авторитетом принято понимать социально-психологическое влияние одного человека (или группы лиц) на других. Он завоевывается не только служебным положением и правом давать указания другим (официальный авторитет), но и личными качествами (фактический авторитет). Со стороны руководителя авторитет измеряется силой влияния на коллектив и личность, со стороны членов коллектива — готовностью выполнять принятые решения, степенью доверия к руководителю.
Работники управленческого аппарата всех рангов должны бережно относиться как к собственному авторитету, так к авторитету нижестоящих руководителей. Например, главный агроном не должен отчитывать бригадира за допущенные в работе ошибки и присутствии его подчиненных. Надо добиваться, чтобы бригадир, получив такое замечание, сам перестроил работу бригады; тогда его авторитет не пострадает, а наоборот, возрастет.
Фактический авторитет управленческих работников утверждает их в качестве лидеров — людей, за которыми коллектив охотно еле дует. Люди признают своими лидерами только тех руководителей, которые помогают им добиться реализации их собственных целей, имеют для этого знания и опыт, способны хорошо организовать работу, увлечь личным примером.
Отечественными и зарубежными специалистами по управлению разработаны многочисленные советы руководителям; приведем лишь некоторые из них.
Если предлагаемое вашим сотрудником решение не противоречит в принципе вашему мнению, не надо спорить по мелочам и мешать проявлению инициативы.
Не бойтесь, что ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-то вопросе; наоборот, всячески помогайте ему развивать его способности.
Доверяйте своим подчиненным — это повышает их чувство ответственности за порученное дело.
Никогда не применяйте власть до тех пор, пока не убедитесь, что все остальные средства воздействия исчерпаны.
Если вы пришли к выводу, что отдали подчиненному ошибочное распоряжение, признайте свою ошибку.
Без особой надобности не делайте подчиненному замечание и присутствии третьего лица.
Внимательно и благожелательно выслушайте любую критику и любое предложение подчиненного, даже по незначительным вопросам; в противном случае он в следующий раз и по серьезному делу постесняется к вам обратиться.
Будьте кратки; вместо ста слов, которые утомят людей, скажите десять, но таких, чтобы остались в памяти.
Чтобы быть хорошим руководителем и завоевать уважение людей, вы должны иметь два обязательных качества: терпимость к слабостям людей, не мешающих их работе; нетерпимость ко всему, что неблагоприятно отражается на работе.
Конечно, такого рода советы и рекомендации носят слишком общий характер и не всегда подходят к конкретным ситуациям. Тем не менее ознакомиться с ними нужно, отбирая для собственной работы все, что приносит практическую пользу.