Тема 6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Раздел 6. Государство и экономика.
План:
1. Государство, как рыночный субъект.
2. Экономические функции государства.
3. Принципы и цели государственного регулирования.
4. Правовое регулирование экономики.
5. Финансовое регулирование экономики.
6. Социальное регулирование.
7. Общественные блага и спрос на них.
1. Государство – это политическая власть, представлена совокупностью законодательных, исполнительных, судебных органов, осуществляющих управление обществом. Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Государство является одним из главных субъектов рынка
2.Основные функции государства:
- Государство как активатор и гарант прогрессивного устойчивого развития и творческого перехода во всех сферах деятельности общества должно сформировать и обеспечить надежное функционирование интеллектуальной инфраструктуры на основе выверенной государственной политики.
- Государство как производитель общественных качественных благ, которые другие хозяйственные субъекты либо не производят, либо производят в недостаточных количествах- услуги здравоохранения, образования, культуры, строительство, ремонт дорог и различных коммуникаций.
- Государство как инвестор. Аккумулируя значительные общенародные средства, государство финансирует находящиеся под его опекой сферы – такие, как наука, образование, культура, оборона, хранение и распространение знаний, роль которых в современных условиях резко возрастает.
- Государство как защитник и гарант жизни, безопасности, прав и свобод граждан, предпринимательства и собственности различных форм, существования страны в целом, охраны окружающей среды, защиты национальных богатств и соблюдение общественных интересов
- Государство как разработчик и проводник соответствующей идеологии в обществе. Эта функция должна проявляться не только в действиях государства, но и в достаточном качестве специальных институтов, включая и гражданские, формирующих соответствующую мораль, которая наряду с другими формами работы помогала бы объединять многочисленные субъекты, территории, нации и народности.
- Государство как институт, содействующий рациональному решению глобальных проблем освоению космоса, мирового океана, охраны окружающей среды, интеграции экономики. Данные проблемы государство решает в рамках широкой международной кооперации и во взаимодействии с многочисленными правительственными и неправительственными интернациональными организациями.
3.Государственное регулирование направлено на достижение конкретных целей, имеющих особое значение для общества. Главной целью государственного регулирования является обеспечение динамичного сбалансированного развития экономики на основе эффективного использования ресурсов. Во взаимосвязи с этой целью существует набор других конкретных целей:
1. Обеспечение приемлемых темпов экономического спроса.
2. Создание системы эффективной занятности населения.
3. Поддержание стабильного уровня цен.
4. Поддержание равновесного платежного баланса страны.
5. Решение проблемы справедливого распределения расходов в обществе.
6. Достижение высокой экономической эффективности.
7. Обеспечение экологической безопасности.
Цели второго уровня:
1. Свободное развитие общества.
2. Обеспечение правового порядка.
3. Внешняя и внутренняя безопасность.
Принципы.
Цели не должны подменятся средствами их достижения, поскольку целевые установки не одинаковы по своим масштабам и значениям. Необходимо определять приоритеты при их выполнении, чтобы выполнение одной цели не тормозило выполнение другой. Наилучшим при выполнении противоречивых целей является попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей.
4. В широком смысле регулирования отождествляется с государственным вмешательством в экономику, в узком – с административно- правовой реализацией разнообразной хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование экономики заключено в разработке, широком обсуждении, принятии, по мере необходимости – в совершенствовании и гарантированном выполнении различных нормативно- правовых актов, предопределяющих эффективную деятельность разнообразных хозяйствующих субъектов. Это касается прав собственности, предпринимательской деятельности; налогового, трудового, гражданского, административного и иных видов законодательства, стандартизация, метрологии, сертификации, защиты прав потребителей; охраны окружающей среды; экономической безопасности; внешнеэкономической деятельности и др.
В системе мер правового регулирования экономики чрезвычайно важным является совершенное законодательство о правах собственности различных форм - как основное, базисное понятие любой экономической системы.
Важным компонентом правового регулирования экономики является антимонопольное законодательство, создающее и поддерживающее благоприятную конкурентную среду, препятствующую развитию монополизма.
5. Финансовое регулирование экономики со стороны государства заключается в определении необходимого количества денег в обращении, в их эмиссии и в поддержании желаемого соотношения национальной и наиболее распространенных свободно конвертируемых мировых валют.
Важными инструментами государственного финансового регулирования являются государственный бюджет, система налогообложения, инвестиции, кредиты, дотации, банковский процент, льготы, ценовая политика преференций и др.
Исследуя финансовые механизмы, государство реализует инвестиционную функцию с привлечением других не только внутренних, но и внешних источников.
Целевой ориентацией государственных и привлекаемых инвестиций является реализация экономической тактической и стратегической политики посредством осуществления бюджетных и внебюджетных ассигнований на реализацию различных инвестиционных программ, регулирование налоговой ставок, величины процента и разработки условий государственных кредитов и др.
6. Особой, исключительной функцией государства является социальное регулирование как совокупность мер по разработке социальной политики и её реализация на основе принятых национальных стандартов. Особое место при этом занимает социальная защита –забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи в связи с их возвратом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная защита проявляется в виде пенсий, различных пособий, предоставление гражданам разнообразных льгот, материальной помощи, обслуживании больных, престарелых, инвалидов, заботы о детях и др.
По сути, социальное регулирование напрямую касается главных задач любой экономической системы: для кого производить и каким образом распределять произведенные блага.
В широком смысле слова социальное регулирование предполагает разработку и реализацию политики государства по распределению и перераспределению доходов между различными группами и членами общества.
7.Общественные блага – товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и, которые не могут быть закреплены в чьей то частной собственности. Ассортимент общественных благ огромен: армия, полиция, санитарные службы, медицина и т.д. Общественные блага на коммерческой основе создать невозможно.
Внешние (побочные) эффекты- ущерб или выгода от производства какого либо блага, который получают люди непосредственно не участвующие в купле продаже этого блага. Внешние эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов. Поэтому государство вынужденно вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка и находить наилучшее решение для подобного рода ситуаций.
Государство
Перераспределение доходов и богатства |
Устранение последствий, порождаемых несовершенствование рынка. |
Создание общественных благ |
Регулирование конфликтов |
Социальные трансферты |
Налогообложение доходов и имущества |
Борьба с монополией |
Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом. Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и богатства. Это задача под силу только государству.