II. Изучение нового материала.
– Наше путешествие мы начинаем с северо-запада и далее полетим на юг, юго-восток, восток и север.
Далее учащиеся читают текст (с. 100, 104–105) по абзацам и рассматривают карту в учебнике (с. 102–103).
Учитель показывает территорию стран-соседей на политической карте мира, определяя местоположение страны, показывая столицу страны.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Рассмотрите еще раз карту в учебнике.
– Назовите страны, которые имеют с Россией водные границы.
– Назовите страны с большой протяженностью сухопутных границ.
– Назовите страны с малой протяженностью сухопутных границ.
– Выполните задание 2 (с. 103).
П о в т о р е н и е п р о й д е н н о г о м а т е р и а л а.
– С помощью карты назовите пропущенные слова в перечне ближайших соседей России.
Норвегия, … , Эстония, … , Литва, … , Белоруссия, … , Грузия, Азербайджан, … , Монголия, … , Северная Корея.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
На втором уроке учащиеся выполняют практическую работу (с. 105–107). Учащиеся могут подготовить интересные сообщения о странах-соседях, поделиться своими впечатлениями о странах, в которых уже побывали.
& Домашнее задание:выполнить задание 3 (с. 107).
У р о к 63
на севере европы
Цели:познакомить учащихся с северными европейскими государствами; закреплять умение ориентироваться по карте.
О б о р у д о в а н и е: физическая и политическая карты Европы; фотографии изучаемых стран; изображения национальных флагов.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Н а д о с к е прикреплены национальные флаги стран Северной Европы: Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии.
– Сегодня мы отправимся в путешествие на север Европы. Узнаем об особенностях природы, достопримечательностях городов и укладе жизни населения этих стран.
II. Изучение нового материала.
1. Г р у п п о в а я р а б о т а.
Класс делится на 5 групп. Каждая группа выбирает флаг (с названием страны на обратной стороне).
– Работать вы будете по таблице учебника (с. 111), политической карте (с. 110) и тексту (с. 110–118), также можно использовать информацию из раздела «Копилка интересных фактов» (с. 118). Вы подготовите сообщение по плану:
1) Название государства. Его столица.
2) Месторасположение. С какими государствами граничит, какие моря его омывают.
3) Глава государства.
4) Государственный флаг.
5) Государственный язык.
6) Интересные факты, особенности страны.
2. В ы с т у п л е н и я у ч а щ и х с я.
– Швецию и Норвегию называют скандинавскими странами потому, что они расположены на самом большом полуострове Европы – Скандинавском. К скандинавским странам относят также Данию, Исландию и Финляндию.
И в истории, и в природе этих стран много общего. Все они – морские государства. Веками на морских побережьях строились рыбацкие деревни.
Самый обычный пейзаж для скандинавских стран – скалистые горы, покрытые хвойными лесами, бурные реки, несущие вниз свои воды в скалистых берегах. Это край лесорубов и судостроителей.
Похожи и языки скандинавских стран. Шведы, норвежцы, датчане понимают друг друга. У скандинавских народов общие предки. В первом тысячелетии до нашей эры на Скандинавский полуостров из более южных областей Европы пришли германские племена, которые освоили эти земли. Потомков этих племен называли викинги, а на Руси их называли варягами.
III. Закрепление изученного материала.
– Сравните флаги скандинавских стран. Что у них общего, а в чем разница? (Перпендикулярные полосы, различные цвета.)
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– О каких странах мы сегодня говорили?
& Домашнее задание:прочитать текст в учебнике (с. 110–118); выполнить задания 1–3 (с. 119).
У р о к 64
что такое бенилюкс
Цели:познакомить учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивать кругозор учащихся, их познавательный интерес.
Оборудование:физическая и политическая карты Европы; флаги государств Бенилюкса.
Ход урока