Характеристика этапов выполнения курсовой работы
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания к выполнению курсовой работы предназначены для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». Они разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Налоги и налогообложение», утвержденной в 2002 г.
Курсовая работа по этой дисциплине выполняется студентами в седьмом семестре самостоятельно под руководством преподавателя. В учебном плане на это отводится 30 часов.
Целью настоящих методических указаний является оказание помощи студенту при написании курсовой работы.
Методические указания включают в себя цель и задачи, характеристики этапов выполнения курсовой работы, рекомендации по выбору темы курсовой работы, по подбору и изучению литературы, тематику курсовых работ, требования, предъявляемые к курсовой работе по содержанию и оформлению, условия порядка приёма и собеседования по курсовой работе, а также список рекомендуемой литературы.
Методические указания являются элементом учебно-методического комплекса дисциплины «Налоги и налогообложение» и выпускаются к дополнению к её методическому обеспечению.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Цель курсовой работы - более углубленное изучение и разработка определенной темы или отдельной проблемы.
Задачи курсовой работы:
- повышение профессионального уровня студентов;
- приобретение и развитие навыков самостоятельной работы над отдельной темой или проблемой.
В процессе подготовки и написании курсовой работы у студентов формируются навыки поиска и накопления теоретической информации, ее систематизации и обобщения; сбора и обработки фактического материала и его анализа; теоретического осмысления, логического изложения и аргументированного обоснования отстаиваемой концепции; умение делать выводы и формулировать практические рекомендации.
Написание курсовой работы позволяет в комплексе использовать разнообразные формы изучения дисциплины, развивать навыки творческого и самостоятельного подхода к изучению теоретического и практического материала.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1 этап – выбор темы курсовой работы.
При выборе темы курсовой работы студенту необходимо руководствоваться рекомендуемой примерной тематикой работ (п.8) с учетом выбранной темы дипломной работы и студенческих научных исследований, выполняемых на кафедрах. Студент может предложить свою тему работы с обоснованием целесообразности её исследования. Тема утверждается преподавателем. По одной теме число студентов, выполняющих курсовую работу, ограничивается двумя - тремя.
2 этап – подбор и изучение литературы.
Хорошо составленная библиография по теме курсовой работы – залог успеха.
Библиография по теме обязательно должна включать в себя как учебную, так научную и популярную литературу по разрабатываемым в курсовой работе вопросам.
Для написания курсовой работы, следует изучить всю имеющуюся информацию по изучаемому вопросу в области налогообложения.
Источниками информации могут служить нормативные и правовые акты, учебники, учебные пособия, монографические издания, периодическая литература по налогам и бухгалтерскому учету такая как - «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Консультант», «Консультант бухгалтера», «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер», «Финансы и кредит», «Аудит и налогообложение», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Финансовый бизнес», «Аудитор», «Деньги и кредит», «Налоги», «Аудиторские ведомости», «Финансист» и другие. Рекомендуется использовать информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс».
В связи с постоянным изменением законодательной базы в области налогообложения необходимо использовать литературу, выпущенную один - два года тому назад, а также редакции Налогового Кодекса, которые включают последние изменения в налоговом законодательстве.
Рекомендуется начать изучение подобранной литературы с работ, отражающих теоретические аспекты исследуемой темы. Затем можно ознакомиться с другими материалами.
Изучая литературные источники, необходимо тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими воспользоваться.
3 этап – изучение литературы и составление плана.
Изучение литературы и составление плана курсовой работы – очень трудоемкий и достаточно длительный по времени этап работы. Чтобы ускорить этот процесс студент должен ознакомиться с соответствующей темой в программе данной дисциплины, прочитать по ней главы учебника, записи лекций и конспекты литературы к семинарским занятиям.
При чтении литературы студент должен делать выписки, составлять конспекты.
Конспект – это самостоятельное сжатое изложение основных идей, положений и выводов книги в их логической последовательности с приведением особо важных мыслей автора.
План – это краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающих содержание прочитанного.
Тезисы – это кратко сформулированные основные положения, мысли, отражающие в общем, виде суть прочитанного. Основные свойства тезисов: краткость, обобщение, суть, связь друг с другом (один должен вытекать из другого).
Выписки – это подробное воспроизведение своими словами или словами автора наиболее важных положений прочитанного, на которые по тексту работы обязательно должны быть ссылки.
Особенности конспекта: краткость, связанность, систематичность и последовательность изложения, внутренняя логика, выражение собственного отношения к прочитанному.
В результате составления конспекта студент получает целостное представление о содержании темы и его основных вопросах.
План курсовой работы целесообразно составлять после ознакомления со значительной частью литературы. Его роль заключается в том, что он определяет основные направления работы, логику ее построения, круг вопросов и развитие содержания.
План может быть кратким или развернутым (сложным), что зависит от сложности и характера темы. Но в любом случае в нем не должно быть более 3 – 5 пунктов.
К плану предъявляется ряд требований:
- план должен точно соответствовать теме работы;
- объем темы и все вопросы плана должны быть соразмерны, что предполагает полное, исчерпывающее раскрытие содержания темы;
- между вопросами, включенными в план, должна существовать логическая связь и взаимообусловленность.
- вопросы плана формулируются кратко, ясно и точно.
План составляется студентом самостоятельно, но затем обязательно согласуется с преподавателем и утверждается им.
4 этап – написание текста и оформление работы
Это наиболее ответственный этап работы студента, требующий проявления всех его творческих способностей и большой самостоятельности.
Самостоятельность студента при написании курсовой работы проявляется:
- в понимании и раскрытии актуальности изучаемой темы;
- в ознакомлении с рядом серьезных научных работ и статей по теме;
- в аналитическом обзоре использованной литературы и выражении к ней собственного отношения, в личной оценке информационной, научной и практической ценности теоретического источника;
- в умении обобщать, систематизировать материал, находить в нем главное, основное, ориентироваться в потоке управленческой информации;
- в сочетании теории с практикой, умении анализировать современную управленческую практику, практически осмысливать теорию управления, понять ее ценность для повышения эффективности своей будущей деятельности в роли менеджера;
- в умении высказать собственное мнение и творческое отношение к решению поставленных проблем, обосновать свою точку зрения по той или иной дискуссионной проблеме;
- в умении сделать общие выводы по изученной теме и сформулировать практические рекомендации по повышению эффективности управления, связанные с разработанной темой.
Для написания текста курсовой работы глубоко и полно раскрывающего содержание темы студентам рекомендуется:
1. Хорошо представить себе понятийный аппарат темы, т.е. систему понятий, с помощью которых она должна быть раскрыта.
Каждое понятие в тексте работы следует точно определить в соответствии со всеми требованиями логики.
2. Использовать системный метод в организации и изложении материала. Тему курсовой работы следует рассматривать как целостную единую четко организованную теоретическую систему, состоящую из последовательно расположенных и взаимосвязанных информативных звеньев, раскрывающих содержание каждого вопроса плана работы.
3. В раскрытии содержания вопросов ориентироваться на структурный метод, который помогает структурировать как исследуемые объекты, так и проблемы, что предполагает вычленение в них основных элементов и установление связей и отношений между ними.
5 этап – оценка и собеседование по курсовой работе.
Оценка и собеседование по курсовой работе, его четкая организация и проведение являются важной формой учебного процесса, имеющей к тому же большое воспитательное значение.
План-график выполнения курсовой работы по дисциплине «Налоги и налогообложение» представлен в приложении А.