Тема 2. Проектирование организационных структур. Управление организацией на основе делегирования полномочий и методов управления

Тема и ее актуальность.

Ключевым элементом организации является ее структура, сравнительно устойчивые связи, которые существуют между элементами организации.

Учебные цели.

Научиться определять формальную организацию с точки зрения обязательных требований. Изучить общие характеристики организаций. Научиться рационально распределять (делегировать) полномочия.

В результате усвоения темы студент должен уметь:

1. Анализировать организационные структуры, построенные на основе различных критериев.

2. Уметь рассчитывать нагрузку руководителя.

3. Освоить принципы распределения работы и делегирования полномочий.

Вопросы для самоконтроля

1. Организация, определение. Обязательные требования, предъявляемые к формальным организациям.

2. Общие характеристики организации.

2.1. Ресурсы.

2.2. Зависимость от внешней среды.

2.3. Горизонтальное разделение труда.

2.4. Вертикальное разделение труда.

3. Основные ресурсы, используемые аптечными учреждениями.

4. Менеджмент и его уровни.

5. Управление организацией на основе делегирования полномочий.

6. Условия взаимоотношения руководитель – подчиненный –

(ответственность, власть, подотчетность).

7. Делегирование полномочий, власти, ответственности. Нормативно-правовые документы в аптеке.

8. Принципы делегирования полномочий.

Тема 3. Стили управления трудовым коллективом

Тема и ее актуальность.

Наиболее сложным элементом работы руководителя аптечным учреждением, организацией аптекой является текущее руководство людьми, направление их поведения в нужную для организации (аптеки) сторону, обеспечиваемое лидерством. Лидерство-это способность руководителя влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Учебные цели.

Изучить подходы к выделению различных стилей руководства. Уяснить необходимость выбора стиля руководства, соответствующего уровню развития коллектива и конкретной ситуации.

Научиться оценивать личностно - деловые качества руководителя. Овладеть методами анализа социально - психологического климата коллектива.

В результате усвоения темы студент должен уметь:

1. Оценить стили управления с позиции личных качеств руководителя.

2. Оценить деловые и личностные качества руководителя аптеки.

3. Производить выбор наиболее соответствующего ситуации стиля руководства.

4. Моделирование идеального руководителя.

Вопросы для самоконтроля.

1. Лидерство. Подходы к пониманию его сути.

2. Стиль управления и его основы.

3. ”Одномерные” стили управления (авторитарный, демократический, либеральный).

4. “Многомерные” стили управления. “Двумерный” стиль управления.

5. Управленческая решетка. “Решетка” менеджмента.

6. Теория “жизненного цикла”.

7. Знания и умения, необходимые менеджеру. Деловые и личные качества лидера.

Тема 4. Конфликты, управление конфликтами. Принятие решений в процессе управления фармацевтической организацией

Тема и ее актуальность.

Конфликт – это трудноразрешимое противоречие, возникающее в коллективе в процессе совместной трудовой деятельности. Конфликты возникают на фоне тесного общения при столкновении противоположных или несходных интересов, взглядов, стремлений, типов поведения и поступков. Конфликтами надо управлять. Это позволит устранить причины возникновения конфликтов или создать их.

Стержневым элементом процесса управления является принятие управленческих решений. От своевременности качества принятия управленческих решений в значительной степени зависят результаты деятельности аптечных учреждений любого уровня управления.

Учебные цели.

Изучить типы конфликтов. Научиться определять типы конфликтов, их причины и управлять конфликтами.

Изучить классификацию управленческих решений, требования, предъявляемые к решениям, технологию принятия управленческих решений, методы и способы принятия решений.

В результате усвоения темы студент должен уметь:

· овладеть методами анализа и управления конфликтной ситуацией.

· Составлять и реализовать алгоритм решения управленческих проблем.

· Получить навыки применения различных методов выработки, оценки, выбора и принятия индивидуальных и коллективных решений.

Вопросы для самоконтроля.

1. Конфликты. Типы конфликтов.

2. Причины возникновения конфликтов.

3. Пути управление конфликтной ситуацией.

4. Межличностные стили разрешения конфликтов.

5. Принятие управленческих решений. Классификация решений.

6. Требования, предъявляемые к решениям.

7. Технология принятия управленческих решений.

8. Последовательность подготовки и принятия решения в процессе управления аптекой.

9. Процесс принятия решений. Разработка альтернативных решений. Выбор и осуществление альтернативы. Оценка результатов решения.

10. Методы и способы принятия решений (моделирование, дерево решений, деловая игра, принцип безубыточности, метод экспертных оценок).
Тема 5. Основы кадрового менеджмента в аптечных учреждениях

Тема и ее актуальность.

В современном обществе человек стал главной движущей силой деятельности организации, аптеки. Управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики менеджмента (управления).

Учебные цели.

Изучить основы кадрового менеджмента в аптечных учреждениях.

В результате усвоения темы студент должен уметь:

1. Рассчитывать численность персонала, оборот персонала аптечных учреждений.

2. Составить структуру персонала разных групп аптечных учреждений.

3. Составить должностные инструкции с целью регламентации должностных прав и обязанностей.

4. Уметь произвести профессиональный подбор фармацевтических кадров.

Вопросы для самоконтроля

1. Управление трудовыми ресурсами. Кадровая политика.

2. Основные показатели и характеристики кадрового состава аптечных организаций: численность, оборот персонала, структура, профессия, специальность, классификация, должность.

3. Регламентация должностных прав и обязанностей.

4. Сущность и функции кадрового менеджмента.

5. Профессиональный подбор фармацевтических кадров.

6. Аттестация персонала.

7. Охрана труда.

8. Оперативные функции руководства по дальнейшей работе с персоналом.

9. Деловая карьера.

10.Типы поведения в организации.

Тема 6. Фармацевтический маркетинг. Сущность маркетинга, элементы маркетинга. Функции маркетинга в лекарственном обеспечении населения и ЛПУ. Реализация стратегии фармацевтического маркетинга. Принципы сегментирования

Тема и ее актуальность.

Фармацевтический маркетинг, являясь интегрированной функцией менеджмента, предполагает выполнение таких функций, как проведение маркетинговых исследований, планирование ассортимента (номенклатуры) товаров (лекарственных средств) и их производство, ценообразование, распределение (доставка товаров до места потребления и сбыта), продвижение товара (формирование спроса и стимулирование сбыта).

Планирование бизнеса – это овладение стратегией получения прибыли и выгодного ее использования. Знание методов составления бизнес – плана обеспечивает экономический успех компаниям любого ранга от малой до крупной.

Бизнес – план является обязательным документом при создании совместного предприятия, получения кредита, выпуске акций и облигаций, подготовке крупного проекта, а также по распоряжению руководителя.

Учебные цели.

Изучить концепцию маркетинга, принципы, элементы, комплекс маркетинга, функции маркетинга в лекарственном обеспечении населения, методологию маркетинговых исследований в фармации.

Овладеть навыками составления бизнес-плана аптечной организации.

В результате усвоения темы студент должен уметь:

· составлять план проведения маркетинговых исследований фармацевтического рынка по различным направлениям;

· формировать выборку;

· разрабатывать рабочие документы;

· проводить обработку полученных данных и анализировать полученные результаты.

· определить смысл деятельности проектируемого предприятия (аптеки, фармацевтической фирмы);

· рассчитать и сформулировать финансовую сторону дела;

· выбрать одну или несколько стратегий развития своего бизнеса в целях получения прибыли.

Вопросы для самоконтроля.

1. Фармацевтический маркетинг. Сущность маркетинга. Принципы, элементы, комплекс маркетинга.

2. Функции маркетинга в лекарственном обеспечении населения.

3. Сегментирование рынка. Основные принципы сегментирования потребительских рынков. Стратегия охвата рынка.

4. Этические проблемы маркетинговых исследований.

5. Основные направления комплексных маркетинговых исследований фармацевтического рынка

6. Планирование выборки. Определение метода сбора маркетинговой информации и разработка рабочих документов. Моделирование комплексных маркетинговых исследований в фармации.

7. Планирование предпринимательской деятельности. Цель разработки бизнес-плана.

8. Особенности аптечного предприятия, учитываемые при планировании его деятельности: торговая функция, социальная значимость, регулирование спроса через врача-посредника, наличие в товарном ассортименте препаратов, пользующихся ограниченным спросом (сыворотки, вакцины, препараты экстренной помощи и т.д.).

9. Последовательность разработки бизнес- плана.

10.Характеристика бизнес – плана. Его составные части.

11. Резюме бизнес- плана.

12.Цели деятельности предприятия, его характеристика и деятельность.

13.Организационная структура предприятия и персонал.

14.Характеристика товара аптечного ассортимента.

15.Конкурентный анализ. Ценовая и неценовая конкуренция.

16.Анализ рынка. Поставщики и покупатели ЛС.

17.Планирование экономической части. Планирование товарооборота.

18.Вопросы ценообразования на лекарственные средства.

19.План валового дохода. Торговые наложения. Уровень торговых наложений.

20.План издержек обращения.

21.Планирование товарных запасов, товарооборачиваемости.

22.Планирование результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Тема 7. Товарная политика маркетинга в аптеке. Правовое и законодательное регламентирование реализации лекарственных средств населению и ЛПУ. Ассортиментная политика. Инновация

1. Тема и ее актуальность:

Товарная политика аптеки – это управленческая деятельность, обеспечивающая фармацевтическим товарам успех на рынке. Рациональное ее поведение позволяет повысить эффективность экономической деятельности аптеки.

2. Учебные цели:

Научить студентов умению использовать маркетинговые приемы при реализации товарной политики аптеки.

В результате освоения темы студент должен уметь:

· определять широту, насыщенность, глубину и объем продаж товарной
номенклатуры аптеки;

· проводить сравнительный анализ товарной номенклатуры аптеки в динамике за ряд лет;

· определять ориентировочный годовой объем сбыта нового товара;

· определять значимость влияния рекламной компании на продолжительность стадий жизненного цикла лекарственных средств;

· оценивать качество ассортимента лекарственных средств по скорости их реализации.

Вопросы для самоподготовки:

1. Товар. Товарная единица. Товарная номенклатура.

2. Уровни товара.

3. Основные направления маркетинговой деятельности.

4. Основные стадии жизненного цикла товара.

5. Инновационная политика. Новый товар.

6. Позиционирование товара. .

7. Ассортиментная политика маркетинга.

8. Разработка упаковки и оформление товара.

Тема 8. Сбытовая политика маркетинга в области доведения ЛС и изделий медицинского назначения до потребителя

Тема и ее актуальность

На основе теоретических знаний, действующих нормативных документов МЗ РФ сформировать систему знаний. Овладеть практическими навыками по организации снабжения аптечных учреждений товарами медицинского назначения через оптовых посредников.

2. Учебные цели:

Усвоить теоретический материал, изучить нормативные документы.

В результате освоения темы занятия студенты должны уметь: выбирать уровень канала, по которому можно доставить фармацевтическую продукцию с наименьшими затратами. Знать функции основных оптовых посредников при доведении товара от производителя до потребителя.

Вопросы для самоподготовки

1. Логистика. Сбытовая логистика.

2. Канады распространения товаров.

3. Классификация методов сбыта.

4. Этапы организации сбытовой сети.

5. Основные типы сбытовой сети.

6. Оптовые посредники:

- выбор посредника;

- функции оптовых посредников;

- классификация оптовых посредников.

7. Оптовые торговцы лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. Функции. Характеристика.

Наши рекомендации