Подходы к оценке эффективности управления
Цель системы управления заключается в обеспечении эффективного функционирования организации. Отсюда соответствующим критерием эффективности самого управления является степень достижения цели. Различают два вида хозяйственной стратегии достижения цели.
Стратегия первая сопряжена с большими инвестициями в основной капитал, длительным сроком окупаемости, снижением прибыли - массовое обновление основного капитала; совершенствование и техническое развитие производства; минимизация издержек производства; обновление ассортимента продукции; расширение доли рынка сбыта; инновационные исследования (НИОКР).
Стратегия вторая - стратегия максимизации издержек производства на потребление, стратегия вложения капитала; имитационное программирование НИОКР.
Качество функционированияоценивается по двум направлениям:
1. Организационные структуры.
2. Информационное обеспечение.
Эффективность организационных структур связывается, в первую очередь, с исторически меняющимся соотношением централизации и децентрализации, с ростом гибкости организационных форм. Критерии эффективности в основном относятся к оценке числа связей в структуре и взаимодействий уровней управления, степени структуризации целей и соотношений между ними и структурой, горизонтальными и вертикальными связями.
Также используется критерий управляемости информацией в рамках организационной структуры, степень взаимодействия различных аспектов управленческой деятельности. Отсюда вытекает требование уменьшения иерархических уровней. Используется критерий, оценивающий соответствие структуры и целей по уровням иерархии.
Критерии информационного обеспечения отражают регулярность и надежность обслуживания управляющих оперативной документацией и оцениваются по следующим направлениям:
• эффективность текущей обработки информации; включая ее комплексность;
• скорость и точность выдачи информации по специальным запросам (качество отбора необходимой информация и минимизация времени, затрачиваемого на подготовку ответа);
• надежность и безопасность информации;
• своевременность информации;
• наличие необходимой информации;
• отсутствие избыточной информации;
• качество межфункциональных связей;
• экономия от масштабов сбора, обработки и передачи данных.
Экономичность.Выделяется три направления оценки экономичности:
1. Материальные ресурсы.
2.Управляющие.
3. Управленческие решения.
Критериями эффективности материальных ресурсов, в первую очередь финансовых, необходимых для функционирования системы управления, являются:
• показатели затрат на управление и их доля в общих расходах на отдельных уровнях и в подразделениях;
• затраты на обеспечение деятельности системы управления;
• затраты на подготовку управляющих и затраты на привлечение специалистов-консультантов.
Эффективный управляющий знает, как распределяется его рабочее время и каким образом оно используется; он несет ответственность за свой информационный поток - входящую и выходящую информацию; он осознает свой реальный вклад в организацию и сосредотачивается на нем; он концентрирует усилия организации и рационально распределяет свои силы. В целом же критерии эффективного управляющего сводятся к его высокой результативности, а не к объему проделанной работы, к широкому кругозору и политической компетенции. Основными критериями оценки являются:
• уровень деловой атмосферы;
• качество системы контроля;
• степень взаимоувязки принимаемых решений;
• характеристика участия работников и специалистов разных уровней в разработке целей и задач организации.
Оценка эффективности трудовых ресурсов в системе управления должна отражать как социально-психологическую, так и экономическую эффективность, поэтому могут быть использованы следующие критерии:
• минимальная численность управленческого аппарата;
• обеспеченность квалифицированными управляющими;
• возможность приложения управляющими своих сил, способностей и инициативы.
Эффективность управленческих решений может быть связана с тем, каким образом решения способствуют достижению целей организации:
• точность решения, включающая точность сбора исходных данных и выполнения стоящих задач;
• надежность решений, связанная с их обоснованностью;
• быстрота подготовки и принятия решений;
• гибкость и последовательность принимаемых решений. Конкретными показателями качества решений являются:
• задержка во времени в процессе принятия решений;
• своевременность выявления потребности в решениях;
• соответствие анализа важности решений;
• подробность и ясность исходных данных;
• ясность распределения решений и их приоритета;
• наличие резервов в процессе принятия решения.
Изменения в технологическом базисе производства.Основные критерии:
• прибыльность;
• индивидуальная и групповая производительность труда;
- объем выпускаемой продукции;
- качество продукции;
• сбалансированность товарно-материальных запасов;
• текущие прямые и накладные расходы;
• наличие соответствующих мощностей;
• производственные резервы.
Изменения в качестве рабочей силы.Основные критерии:
• гибкость системы продвижения по службе;
• полномочия работников и их ответственность;
• степень удовлетворения выполняемой работой.
Внешние и внутренние социально-экономические условия: гибкость и приспособленность к изменяющимся условиям внешней среды; способность организации правильно воспринимать, анализировать и прогнозировать реальные внешние условия и своевременно перераспределять ресурсы:
• наличие обоснованных и хорошо сформулированных целей; способность эффективно использовать ресурсы для достижения производственного результата;
• степень интеграции основных подразделений предприятия, обеспечивающей согласованность их действий для достижения общих целей.
Пример расчета системы управления организацией по предлагаемым направлениям оценки и системе показателей представлены в следующей таблице 5.1.
Таблица 5.1. Пример расчета показателей оценки эффективности системы управления организацией при внедрении новой организационной структуры
Система направлений оценки эффективности | Основные критерии оценки эффективности | Оценка в баллах (0-1) | |
I | П | ||
Достижение цели | Степень достижения целей | 0,5 | 0,8 |
Расширение доли рынка сбыта | 0,4 | 0,7 | |
Сохранение и развитие ВПК «МАПО» как целостной организации | 0,5 | 0,8 | |
Выход комплекса из кризиса и получение прибыли | 0,5 | 0,8 | |
Качество функционирования | Соотношение централизации и децентрализации | 0,6 | 0,8 |
Рост гибкости организационных форм | 0,5 | 0,6 | |
Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии структуры | 0,5 | 0,6 | |
Эффективность текущей обработки информации, включая ее комплексность | 0,5 | 0,7 | |
Скорость и точность выдачи информации по специальным запросам | 0,4 | 0,6 | |
Качество функционирования | Надежность и безопасность информации | 0,5 | 0,7 |
Своевременность информации | 0,5 | 0,65 | |
Наличие необходимой информации | 0,6 | 0,8 | |
Экономия от масштабов сбора, обработки и передачи данных | 0,5 | 0,7 | |
Экономичность | Удельный вес издержек управления в общих издержках производства | 0,6 | 0,8 |
Затраты на подготовку управляющих (руководителей) | 0,3 | 0,5 | |
Продолжение табл. 5.1 | |||
Система направлений оценки эффективности | Основные критерии оценки эффективности | Оценка в баллах (0-1) | |
I | П | ||
Экономичность | Затраты на привлечение специалистов-консультантов по управлению | 0,3 | 0,55 |
Эффективность управляющих | 0,5 | 0,75 | |
Точность решений, включающая точность сбора исходных данных и выполнения стоящих задач | 0,6 | 0,8 | |
Надежность решений, связанная с их обоснованностью | 0,6 | 0,7 | |
Быстрота подготовки и принятия решений | 0,4 | 0,65 | |
Гибкость и последовательность принимаемых решений | 0,4 | 0,5 | |
Изменения в качестве рабочей силы | Гибкость системы продвижения по службе | 0,5 | 0,8 |
Полномочия работников и их ответственность | 0,3 | 0,7 | |
Степень удовлетворения выполняемой работой | 0,6 | 0,75 | |
Внешние и внутренние социально-экономические условия | Гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды | 0,4 | 0,7 |
Степень интеграции основных подразделений организации, обеспечивающей согласованность их действий для достижения общих целей | 0,4 | 0,6 | |
Максимальная сумма Em = 29 | М I = 13,4 | М П = |
Система показателей эффективности оценивается экспертами в баллах. Полученная оценка в баллах по базовому (1) и предлагаемому (2) вариантам применяется для корректировки основных показателей деятельности организации, что позволяет получить количественную характеристику будущей тенденции.
Приложение 6