Порядок проведения занятия. Занятие проводится в виде ²мозговой атаки²
Занятие проводится в виде ²мозговой атаки². Группа студентов разбивается на творческие группы численностью 4-6 человек.
Преподаватель формулирует общие цели и задачи, стоящие перед творческими группами, кратко излагает порядок проведения ²мозговой атаки², указывает на особенности решаемой проблемы и выдает карточки студентам.
Студенты в течение 10-15 минут записывают свои идеи самостоятельно на карточки, а затем зачитывают их вслух по очереди. Остальные слушают и записывают на карточках возникшие под влиянием услышанного мысли. Затем происходит комбинирование идей и дается оценка выдвинутым идеям.
В конце занятия каждая творческая группа оформляет свои идеи в окончательном виде. Преподаватель дает оценку работе каждой группы.
Методические рекомендации по проведению ²мозговой атаки²
Основной целью ²мозговой атаки² является стимулирование участников к быстрому генерированию большого количества идей по изучаемой теме.
Недостатки традиционных совещаний:
существенные различия в активности и фактическом участии отдельных участников совещания;
значительная продолжительность обсуждения исходных основ проблемы;
нескончаемые монологи выступающих;
частые отклонения от темы;
излишние траты времени на доказательство индивидуальных достижений или оправдание тех или иных упущений;
низкие результаты, достигнутые в итоге коллективного труда;
слабая нацеленность коллективной работы на решение поставленной задачи;
присутствие личных конфликтов, несовпадение личных интересов, в результате которых достижение цели отодвигается на задний план.
Использование метода ''мозговой атаки'' в большинстве случаев позволяет устранить эти негативные черты.
Основные правила проведения ²мозговой атаки² :
запрещается критиковать любую идею, какой бы ²невероятной² она не казалась;
довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи;
необходимо получить много идей;
участники могут и должны комбинировать и усовершенствовать идеи, предложенные другими;
необходимо зафиксировать выдвинутые идеи и дать им затем оценку.
Примерные темы для проведения ²мозговой атаки²:
направления и первоочередные мероприятия по совершенствованию организации производства при реорганизации производственной системы (объекта);
направления и основные мероприятия по совершенствованию системы управления объектом;
состав комплексного оргпроекта объекта;
формирование производственной структуры, состав и специализация подразделений объекта;
совершенствование экономической работы на предприятии;
организация комплексной подготовки производства;
организация обслуживания рабочих мест;
организация технического контроля качества продукции;
повышение производительности труда;
совершенствование системы оплаты и стимулирования труда и др.
Основные этапы проведения ²мозговой атаки²
Руководит группой ²мозговой атаки²– модератор. Он определяет коллектив из специалистов различного профиля и информирует их о теме исследования. Также должны параллельно работать и другие группы. Состав группы ²мозговой атаки² должен периодически обновляться, так как новые члены оживляют работу коллектива.
Многоступенчатый метод ²мозговой атаки²
1 этап. Путем свободной подачи идей составляется картапотерь, потери ранжируются на основе балльной оценки.
2 этап. Поиск ответов на вопросы: ²Каковы причины потерь?², ²Каким образом ликвидировать наиболее значимые потери?².
3 этап. Исследуются наиболее значимые потери.
Основные этапы проведения мозговой атаки показаны на рис. 1.
Содержание отчета
Каждая группа составляет письменный отчет, в котором приводится окончательный перечень идей с рекомендациями по приоритету, возможности реализации сразу или по истечении какого-то периода времени.
Этапы проведения ²мозговой ² атаки
Рис. 1. Этапы проведения «мозговой» атаки /29/