Государственный бюджет. бюджетная система
Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами власти и имеет силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения правительством своих функций. Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется до 50% валового внутреннего продукта. 3а счет бюджетных средств финансируется оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, здравоохранение, образование, культура, искусство и т.д.
Существует два метода формирования бюджетных средств. Во-первых, за счет налоговых поступлений - бюджетный и, во-вторых, за счет государственных займов, т.е. путем выпуска государственных ценных бумаг, - кредитный.В странах рыночной экономики за счет налогов формируется примерно 80% бюджета и за счет займов - 20%.
Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Государственный бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. С помощью бюджета осуществляется межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств.
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимая для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Поступают бюджетные доходы в распоряжение органов власти.
Одним из основных источников налоговых доходов госбюджетов развитых стран в настоящее время является подоходный налог с населения. Посредством этого налога государства перераспределяют до 45% ресурсов государственного бюджета.
Вторым по значению источником доходов бюджета является государственный кредит (государственные займы). К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств по различным направлениям. С начала XX в. наблюдается тенденция к увеличению расходов государственных бюджетов. Во второй половине XX в. наблюдается увеличение социальных расходов и затрат, осуществляемых в рамках вмешательства в экономические процессы, но военные расходы остаются до сих пор одним из главных.
Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включают следующие основные группы: военные расходы; расходы на вмешательство в экономику; расходы на социально-культурные нужды; расходы на содержание государственного аппарата управления.
Под бюджетным устройством следует понимать организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах оно имеет два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - три звена: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов трех уровней и включает:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ (88 бюджетов);
3) местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, сельских бюджетов).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются ими и утверждаются (в форме правовых актов) представительными органов местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. В свою очередь, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации включают в себя региональный бюджет и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Они представляют собой статистические своды бюджетов, которые характеризуют доходы и расходы - источники поступлений средств и направления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам РФ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ