Методические советы по подготовке к практическому занятию. При подготовке к занятию, прежде всего, следует выяснить сущность инноваций
При подготовке к занятию, прежде всего, следует выяснить сущность инноваций. Инновации — это результат внедрения новшеств с целью получения экономического, социального, экологического и других видов эффекта. Создание и внедрение новшеств в производство требует затрат различных ресурсов, соответственно вложений капитала.Инновационная политика— это общие принципы и совокупность управленческих, технологических, экономических мероприятий, обеспечивающих разработку, создание, внедрение новшеств для формирования конкурентных преимуществ, достижения стратегических целей предприятия.
Необходимо обратить внимание на то, что развитие инновационной деятельности происходит под влиянием комплекса факторов, среди которых наиболее важными являются:
• ускорение научно-технического прогресса;
• бюджетное финансирование приоритетных научных исследований, которые могут стать основой базисных инноваций;
• создание и поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, обеспечивающих постоянный приток новшеств как продукта интеллектуального творчества;
• государственная поддержка развития инновационной деятельности, стимулирование частных инвестиций в инновации, в развитие инновационной инфраструктуры;
• развитие предпринимательской среды, формирующей потребности в инновациях, способной принять их на основе конкуренции.
Студент должен знать классификацию инноваций. Различают следующие виды инноваций:
• по степени радикальности (новизны): базисные инновации, связанные с реализацией крупных изобретений, на основе которых формируются новые поколения и направления развития техники; улучшающие инновации, связанные с модернизацией продукции, частичным улучшением;
• по области применения: продуктовые и процессные. Продуктовые инновациисвязаны с созданием и внедрением новойтехники, производством новых продуктов; процессные инновациисвязаны с новыми способами производства или с использованием известных технологий в новом приложении;
• по целевому назначению: стратегические инновации, использование которых обеспечивает конкурентные преимущества, лидерские позиции на рынке, высокие доходы; реактивные (адаптирующие) инновации, внедряемые предприятиемвслед за лидером, чтобы не допустить отставания в условияхконкуренции;
• по сфере использования: технологические, организационно-управленческие, социальные.
Любое новшество начинается с зарождения идеи и имеет несколько стадий существования, которые в совокупности составляют его жизненный цикл.
Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства созданного на ее основе инновационного продукта.
Жизненный цикл инноваций можно подразделить на три фазы: проектная, фаза освоения производства, эксплуатационная.
Проектная фаза включает фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы.
Фаза освоения производства — это период выпуска опытных партий товаров, совершенствования технологии, отработки регламента производственного процесса. Эта фаза связана с высокими расходами, высокой себестоимостью производства.
В это время очень важны маркетинговые мероприятия для того, чтобы принципиально новый товар был выведен на рынок и начал рыночную жизнь.
Эксплуатационная фаза — это период рыночной жизни инновации.
Следует знать, что показателями, характеризующими эффективность инноваций, являются:
• прирост объема производства;
• увеличение доли прироста объемов производства за счет интенсификации использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов;
• снижение материалоемкости единицы продукции;
• снижение себестоимости единицы продукции;
• повышение производительности труда;
• рост фондоотдачи;
• ускорение оборачиваемости оборотных средств;
• прирост прибыли от реализации продукции;
• повышение рентабельности производства.
Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период:
Э = Р - З.
Под затратами понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов.
Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.
Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.
Примеры решения задач
Задача 1
В результате использования новой оснастки трудоемкость токарной операции снизилась с 5 до 3 мин. Определить количество условно высвобожденных рабочих, если за год выполняется 240 тыс. операций, а продолжительность рабочего года равна 1760 ч.
Решение
1.Объем сэкономленного рабочего времени:
(5 - 3) • 240 = 480 тыс. чел.-мин. или 8000 чел.-ч.
2. Количество условно высвобожденных работников:
8000: 1760 = 4 чел.
Задача 2.
Цех выпускает 2 тыс. тонн литья в год. Затраты на изготовление этого количества литья составляют 18 млн. руб. В результате проведения работ по специализации удалось снизить затраты на изготовление литья на 7%, но транспортные расходы увеличились с 2 тыс. руб. до 2,2 тыс. руб. за тонну. Определить размер годовой экономии в будущем году, если выпуск продукции предлагается увеличить на 10%.
Решение:
1. Определим затраты на производство в результате специализации:
0,07 = 1260000 руб.´18000000
З = 18000000 – 1260000 = 16740000 руб.
2. Определим транспортные затраты
ТЗ1= 2000*2000 = 4000000 руб.
ТЗ2= 2200*2200 = 4840000 руб.
3. Рассчитаем общие затраты
18000000 + 4000000 = 22000000 руб.
16740000 + 4840000= 21580000 руб.
4. Определим размер годовой экономии
Э= 22000000 – 21580000 = 420000 руб.
Размер годовой экономии в будущем году составит 420000 рублей.
Рекомендованная литература
1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. с. 192-200
2.Экономика предприятия: Учебник / За общ. редакцией С. Ф. Покропивного.- Изд. 3-е перераб. и доп. - К.: КНЕУ, 2006, с. 157 - 225.
3.Экономика предприятия: теория и практикум (За редакцией доц. Мищенко Н.Г., доц. Ященко О. И.): Учебное пособие. Львов: "Магнолия 2006", 2008,
4.Ковальчук І.В. Экономика предприятия: Учебн. пособ. - К.: Знание, 2008. - (Высшее образование ХХІ века)