Основные черты социально-экономического развития стран центральной и восточной европы
Совокупный ВВП стран региона в начале 90-х гг. составлял 2,2%, а в конце – 1,9%. Сегодня доля региона в ВМП составляет 2,9%. По уровню социально-экономического развития почти все страны ЦВЕ относятся к среднеразвитым, а Албания соответствует критериям развивающейся страны. С точки зрения структуры экономики, в регионе преобладают индустриальные и индустриально-аграрные страны, но отсутствуют страны, находящиеся на индустриальной стадии развития. Страны ЦВЕ в два-три раза уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП и находятся примерно на уровне более развитых государств Латинской Америки.
Таблица 1. Параметры социально-экономического развития стран ЦВЕ[1]
Страна | Параметры социально-экономического развития | |||||
Столица | Население, млн. чел. | Площадь, тыс. км2 | ВВП на душу населения | Уровень безработицы | ||
долл. | место в мире | |||||
Албания | Тирана | 3,51 | 28,7 | |||
Болгария | София | 7,70 | 110,9 | 16,3 | ||
Босния и Герцеговина | Сараево | 3,92 | 51,1 | - | - | - |
Венгрия | Будапешт | 10,10 | 93,0 | 6,5 | ||
Польша | Варшава | 38,63 | 312,6 | 16,7 | ||
Румыния | Бухарест | 22,36 | 238,3 | 10,8 | ||
Македония | Скопье | 2,04 | 25,7 | 34,5 | ||
Сербия и Черногория | Белград | 10,6 | 102,1 |
Словакия | Братислава | 5,43 | 49,0 | 18,9 | ||
Словения | Любляна | 1,93 | 20,2 | 7,5 | ||
Хорватия | Загреб | 4,33 | 56,5 | 16,1 | ||
Чехия | Прага | 10,26 | 78,8 | 8,8 |
Административно-командная система во всех странах ЦВЕ была установлена после Второй мировой войны. Постепенно, но в рамках этой системы, исходную советскую модель сменили национальные модели (югославская, венгерская, польская), допускавшие определенное развитие элементов рыночной экономики: преобладание единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, активное развитие внешнеэкономических связей со странами с рыночной экономикой. В то же время в ряде стран (Албания, Румыния) до 1989-1990 гг. в основном сохранялся хозяйственный механизм, присущий сталинской модели.
Все государства ЦВЕ входят в число стран с переходной экономикой. После падения или трансформации коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах региона осуществляется переход от административно-командной к рыночной. Создание рыночных институтов в странах ЦВЕ осуществлялось в результате переплетения как эволюционного (градуалистского), так и радикального (шокового) вариантов преобразований. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере — в Чехии.
Наибольшие результаты в создании основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в центральноевропейских странах — Венгрии, Польше, Словении, Чехии. Гораздо медленнее и с огромными трудностями происходит переход к рынку в странах Балканского региона — Албании, Болгарии, Румынии, республиках бывшей Югославии. Но при всех различиях в странах ЦВЕ утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованное планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный дефицит. В ходе рыночных реформ в 90-е гг. преобладали три главных направления: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация.
Либерализация. Ослабление государственного контроля и отказ от монополистического положения государства в экономике начались в ряде стран ЦВЕ (Венгрия, Польша, бывшая Югославия) еще в 80-е гг., а завершились в целом по региону к середине 90-х гг. Большинство цен на товары и тарифов на услуги были освобождены от административного контроля еще в начале 90-х гг. Повсеместно были сняты ограничения на создание новых частных предприятий дало толчок быстрому росту мелкого бизнеса. Директивное планирование экономики было упразднено, а в ряде стран заменено индикативным планированием. Экономические агенты получили право свободного выхода на внешний рынок и установления широкого спектра форм хозяйственных связей с зарубежными партнерами. Появились новые рыночные институты, такие как фондовые биржи, коммерческие банки, антимонопольное регулирование, законодательство о банкротствах и т.д. В период перехода к рыночной экономике доля государственных доходов в ВВП стала снижаться почти во всех странах ЦВЕ, что было следствием проводившейся либерализации экономики. Однако в ряде стран региона этот процесс был вскоре остановлен, так как государство сохранило за собой социальные функции, в том числе перераспределение доходов.
Финансовая стабилизация. Переход к рыночным отношениям и отмена государственного контроля над ценами во всех странах ЦВЕ сопровождались всплеском инфляции, которая в Польше, Болгарии, Хорватии граничила с гиперинфляцией. Тем не менее, большинству стран ЦВЕ удалось относительно быстро (за один-два года) свести ее к относительно приемлемому, уровню. Длительный период высокой инфляции был характерен для менее развитых стран ЦВЕ – Болгарии и Румынии.
Стабилизационные меры, применявшиеся в странах ЦВЕ, включали, как правило, жесткие бюджетные ограничения, вплоть до замораживания на определенный срок денежных доходов населения, а также активное использование валютного курса. Как показал опыт, сбить инфляцию до контролируемого уровня было относительно легко при условии четкой реализации и социальной поддержки антиинфляционных программ. Однако, добившись снижения инфляции до среднегодового уровня 20-40%, большинство стран ЦВЕ оказались не в состоянии сбить ее дальше. В переходных экономиках стран ЦВЕ темпы инфляции, при прочих равных условиях, выше темпов инфляции, присущих устоявшимся рыночным экономикам, так как настоящая конкурентная среда еще не создана, а унаследованные от планового хозяйства структурные диспропорции не преодолены.
Реформаторы в странах ЦВЕ стремились повысить эффективность хозяйственной деятельности государственных предприятий через приватизацию. В этих странах использовались две стратегии приватизации: купонная (ваучерная) приватизация, основанная на свободном распределении государственной собственности между всем населением или всеми желающими, и платная приватизация путем продажи объектов государственной собственности.
Ваучерный вариант приватизации был принят в Чехии, Словакии, Болгарии, Польше и Румынии. Граждане этих стран получили ваучеры, боны или сертификаты, дающие право на определенную долю приватизируемой государственной собственности. Повсеместно приватизационные купоны (ваучеры) являются именными, что значительно снижает возможность финансовых махинаций с ними. В результате ваучерной приватизации средний гражданин в странах ЦВЕ имел возможность получить довольно значительную собственность (в Чехии — около 1 тыс. долл., в Румынии — примерно 500 долл.). Однако достаточно успешной ваучерная приватизация оказалась только в Чехии. В остальных же странах ЦВЕ она в середине 90-х гг. утратила роль главного инструмента перераспределения государственной собственности.
Платная приватизация осуществлялась путем продажи и аренды государственной собственности частными фирмами и лицами. В ЦВЕ использовался метод реституции, т.е. возвращения изъятой при коммунистическом режиме собственности прежним владельцам.
«Малая» приватизация, представлявшая собой передачу в частный сектор мелких и части средних предприятий в форме аренды, продажи и реституции (возвращения изъятой при коммунистическом режиме собственности прежним владельцам), прошла в начале 90-х гг. довольно успешно. Магазины, рестораны, мастерские малых и средних размеров были распроданы за деньги. «Малая» приватизация в странах ЦВЕ осуществлялась при большем учете интересов потребителей. Так, в Чехии и Словакии запрещалась в течение определенного времени переориентация деятельности приватизированного объекта на более прибыльную, но менее общественно значимую. «Большая» приватизация столкнулась с серьезными трудностями и осуществляется довольно медленно в странах, вставших как на радикальный, так и эволюционный путь перехода к рынку. Например, в Польше, первой из стран ЦВЕ принявшей закон о приватизации, за 1990—1996 гг. перешло в частные руки лишь 250 государственных предприятий. «Большая» приватизация осуществлялась на платной и бесплатной основе.
Аграрные реформы в странах ЦВЕ привели к передаче собственности на землю от государства и кооперативов к частным лицам. Составной частью этих реформ стала реституция – возврат земли бывшим владельцам. Передел земельной собственности привел к появлению множества мелких фермерских хозяйств, нередко весьма неэффективных. Во всех странах ЦВЕ законодательно восстановлена и считается приоритетной частная собственность на землю. Купля-продажа земли существует в Польше, Югославии, Чехии, Венгрии; формируется земельный рынок и в других странах.
Падение производства и занятости в странах ЦВЕ оказалось глубже, чем изначально прогнозировалось. Тем не менее, экономический спад в большинстве стран региона составил 20-25% ВВП и растянулся на период 1989-1993 гг. Спад достиг наибольшей глубины в Болгарии и Албании, а также в бывших югославский республиках. В 1994-1995 гг. в странах ЦВЕ (в Польше – с конца 1992 г.) начался экономический подъем. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1995-1997 гг. составили 3-5%, а в ряде стран (Польше, Словакии) еще выше.