Доходы, социальная сфера и качество жизни населения
Для анализа уровня жизни населения применяется система показателей, которая отражает уровень доходов, потребления, дает обобщающие характеристики и показывает уровень дифференциации населения.
В муниципальном районе наблюдается серьезное различие в уровне жизни и доходах жителей с. Верх-Усугли, п. Вершино-Дарасунский и жителей других сел района, где доходы существенно меньше. Ситуация в отдаленных селах еще усложняется плохим доступом или полным отсутствием доступа к социальной поддержке. Прожиточный минимум в Забайкальском крае по состоянию на 2010г. составляет 4725 рублей. Среднемесячная зарплата составила 20208 руб.
Зарегистрированные доходы населения Тунгокоченского района в 2009 году составили 597,25 млн. руб., из них: фонд заработной платы – 308,1 млн. руб. (удельный вес в совокупных доходах составляет 51,58%), социальные выплаты – 186,5млн. руб. (31,23%),доходы от предпринимательской деятельности – 40,8 млн.руб. ( 6,83%), прочие доходы – 61,85 млн.руб.(10,36%). В 2010 году зарегистрированные доходы населения составили 756 млн. руб. Доли доходов населения распределились следующим образом: фонд заработной платы – 425 млн. руб. - 56,22%, пенсии и пособия –213,6- 28,25 %, другие источники – 72,4-9,57 %. Рост доходов по сравнению с 2009г. составил 26,6 %. При этом уровень доходов населения остается низким по сравнению c краевыми показателями. Рост доходов населения произошел в связи с повышением заработной платы работников бюджетных организаций района, увеличением пенсий, погашением задолженности по различным видам пособий. Рост денежных доходов населения повлек за собой и рост расходов. На 2010 год расходы населения на покупку товаров и оплату услуг возросли на 33,8%.
Платные услуги играют значительную роль в обеспечении качества жизни населения. Объем платных услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился с 38,7 млн.руб. до 35,7 млн.руб. , оборот розничной торговли увеличился соответственно с 178,47 млн.руб. до 251,5 млн.руб. Тенденция роста оборота розничной торговли сохраняется и наибольший удельный вес в структуре оборота розничной торговли занимает деятельность предпринимателей без образования юридического лица.
Система социальной защиты в муниципальном районе строится как по категориальному, так и по функциональному принципу.
Работа по социальной защите граждан осуществляется 4 социальными учреждениями и службами:
- Комитетом социальной защиты населения;
- Социально-реабилитационным Центром для несовершеннолетних;
- Домом - интернатом для престарелых и инвалидов;
- Кыкерским детским домом.
Система образования Тунгокоченского района на конец 2010 года представлена 24 образовательными учреждениями: 8 дошкольных образовательных учреждения, 2 основных общеобразовательных школы, 4 начальные общеобразовательные школы, 6 средних общеобразовательных школ, 1 открытая сменная общеобразовательная школа, 3 учреждения дополнительного образования (Детская юношеская спортивная школа, Дом творчества , ДЮШС «Самородок»).
Система здравоохранения Тунгокоченского района представлена следующими лечебно-профилактическими учреждениями: МУ «Тунгокоченская центральная районная больница», МУ «Вершино-Дарасунская районная больница», «Тунгокоченская участковая больница», 12 фельдшерско-акушерских пунктов, 2 станции скорой помощи, входящих в состав районных больниц. Квалифицированную медицинскую помощь оказывают 54 врача и 164 чел. среднего медицинского персонала.
Учреждения культуры принимают активное участие в областных и районных праздниках, акциях и общественных мероприятиях. К примеру, в 2010 году учреждениями культуры и искусства района было проведено более 1250 мероприятий.
В Тунгокоченском районе работает 13 клубных учреждений, все объединены в 7 отдельных юридических лиц, 14 учреждений библиотечного обслуживания, районные центральная и детская библиотеки, районный дом культуры, центр Эвенкийской культуры, 2 детские школы искусств. Также в районе активно развиваются физическая культура и спорт.
В настоящее время жилищный фонд Тунгокоченского района составляет 1739 тыс.кв.м. общей площади, а средняя обеспеченность населения жильем – 14,6 кв.м. на человека (в среднем по России – 19,1 кв.м., в среднем по краю – 16,3 кв.м.).
Ввод в действие жилых домов на территории района в 2008 г. составил 850 кв.м., в том числе жилья за счет индивидуального строительства 740 кв.м. Для сравнения в 2005г. ввод жилья составил 2090 кв.м, в том числе жилья за счет индивидуального строительства 530 кв.м. Из этого видно, что доля индивидуального строительства возрастает, при общем значительном снижении строительства жилья по району.
На территории района с 2006 года действует целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей муниципального района «Тунгокоченский район» на 2006-2010 годы». Тем не менее жилья в районе катастрофически не хватает, с каждым годом увеличивается его сверхнормативный износ.
Жилищно-коммунальное хозяйство Тунгокоченского района в настоящее время находится в стадии реформирования и реорганизации. ЖКХ относится к разряду важнейших социально значимых, но неблагополучных в финансовом отношении отраслей. Поддержание из-за «социальных мотивов» низких тарифов для населения весьма пагубно отразилось на финансово-экономическом состоянии отрасли ЖКХ. Основные показатели хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ на протяжении последних нескольких лет имеют негативную динамику. В последние годы расходы предприятий по оказанию услуг заметно превысили доходы.
В жилищно-коммунальном хозяйстве района в настоящий момент работают две организации муниципальной формы собственности (МУП «Комбинат», МУП «Дарасунский коммунальщик») и частная организация ООО «Районный коммунальник», две организации сегодня (МУП РПО ЖКХ, МУП ЖКП) проходят процедуру банкротства. Предприятия ЖКХ закреплены за определенной территорией и являются многоотраслевыми жилищно-коммунальными организациями. Помимо обслуживания жилищного фонда эти организации осуществляет его водоснабжение и теплоснабжение. Основной проблемой в сфере предоставления услуг ЖКХ является высокая изношенность инженерного оборудования, в первую очередь водопроводных, и муниципального жилого фонда. Среди проблем ЖКХ района отмечается наличие задолженности за потребленные услуги.
Очевидно, что все вышесказанное крайне неблагоприятно отражается на перспективах развития отрасли и затрудняет ее реформирование.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан района на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг установлена в размере 22%, что соответствует федеральному стандарту.