Формы объединений предприятий, их цели

По организационно-правовым формам: 1. Хоз товарищества – Объединения лиц для совместного ведения хозяйственной деятельности. Лица – учредители, они вносят определенные вклады и каждый из них несет полную материальную ответственность не зависимо от вклада. Существуют полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные), вторые отличаются наличием таких участников, γ не принимают участия в производстве и риск убытков γ ограничивается только из вкладов. 2.Хоз общества – общество учрежденное 1 или несколькими лицами, уставной капитал γ разделен на доли (учредительный док-т). Участники не отвечают по обязательствам общества, а риск убытков несут только в объеме вложенных вкладов. 3.Унитарные предприятия – гос или муницип коммерческие организации не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. 4.Производственные кооперативы. – для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Обязательным в кооперативе яв личное или иное участие в деят-сти кооператива, а так же объедин имущества на основе 1-ых взносов. По организационно-экономическим формам: (Концерн, Ассоциация, Консорциум, Картель, Синдикат, ФПГ) Одна из задач структурной надстройки предприятий – создание конкурентно-способных пр-тий, интегрированных в мировую эк. Интеграция пр-тий на временной или постоянной основе осуществ на основе кооперации и концентрации.Кооперация – объединение на договорной основе усилий без создания общего органа управления с сохранением участниками свое хоз и юр самостоятельности.Концентрация – это интеграция предприятия на основе централизации и объединении их хоз средств или частично от своей хоз-фин самостоятельности в пользу др пр-тия или вновь созданного органа управ.В рыноч. эк-ке сущ-ют различ. типы объединений, которые различ-ся м/у собой по признакам: 1. по целям объединения; 2. по хар-ру хоз. отнош. м/у участниками; 3. степени самостоят-сти входящих в объединение пр-тий. Картель- объединение пр-тий одной отрасли. Участники договариваются м/у собой о рынках сбыта, усл. реализации, о величине сбыта (квота), о ценах на товар. При этом юр и фин. самостоят-сть участников сохран. Синдикат- участники соглашения создают единый сбытовой орган продукции его участников в форме АО или ООО. Руководство синд рапредел м/у члена квоты на произ-во и продажу продутка. Участники сохраняют свою юр. и фин. самостоят-сть. Коммерч. самостоят-сть теряют. Трест- объединение, в котором пр-тия соединены в виде произ-еного. комплекса, ранее принадлежащего разным пр-тиям, при этом они теряют свою юрид. и хоз. самостоят-сть. В трест входят либо пр-тия разных отраслей промыш-ти, либо пр-тия, осуществляющие последоват. обработку сырья. Концерны - объединение самостоят. крупных пр-тий, связанных м/у собой договорами, обычно монопольного типа, позволяющие использовать возможности крупномасштаб. произв-ва. Форма объединения м/б вертикал. или горизонт. Вертикальная вкл-ет пр-тия разных отраслей промыш-сти, но взаимосвязанных производств. процессом (металлургич., горнодобывающие). Горизонт. форма вкл-ет в себя пр-тия разных отраслей промыш-сти, не связанных м/у собой, сохран свою самостоят-сть, но имеющих общее руководство, осуществляемое головной компанией- холдингом. Холдинг – пред-ет головную кампанию, обладающим контрол. пакетом акций пр-тий, объединенных в единую структуру, осущ-ет упр-ние ими и контроль за их деят-тью. Холдинговые компании владеют контрол. пакетом акций юр самостоят. пр-тий для осущ-ния контроля над их операциями. Консорциум- временное добровольное объединение пр-тий, образуемое д/решений конкрет. задач и проблем, осущ-ния круп. инвестиционных, научно-техн., соц., эк. проектов. В консорциум м/т объединяться крупные и мелкие пр-тия, желающие принять участие в прибыльном проекте, но не обладающие самостоят. возможностями для его осущ-ния. Консорциум строится на договор. основе. Франчайзинг- создается с целью сочетания крупного и мелкого предпринимат-ва. Чаще всего предпр-ие - изготовитель товаров или просто крупная фирма (франчайзер) вступает в соглашение с небольшой фирмой (франчайзи), кот принимает на себя обязательство продажи товаров франчайзера или оказании ему услуг. Ведущее положение в такой форме сотрудничества занимает круп. фирма, кот выдвигает усл. малой фирме, скрепляемые договором. (деят-ть российской ком-пании «1-С», распространяющей компьютеризир. бух. систему)

Наши рекомендации