Место экономического анализа в системе других наук
Понятие и сущность экономического анализа.
Для понимания сущности какого-то явления или процесса требуется знать присущие ему составляющие. Чем детальнее исследованы эти составляющие, тем эффективнее можно управлять этим явлением или процессом. Однако анализ не дает полного представления о явлении без синтеза, который устанавливает взаимосвязи между его отдельными составляющими. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение предметов и явлений.
Суть метода экономического анализа состоит в использовании системы показателей для измерения экономических явлений, выявлении и измерении факторов, их взаимосвязи и влияния на результирующий показатель с помощью математических, статистических и учетных приемов.
Экономическая информация – это информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний о методах и приемах исследования, применяемых для обработки и анализа экономической информации о деятельности организаций. Экономический анализ как практика есть вид управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.
Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разложении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Предмет, объект, субъект и принципы экономического анализа.
В качестве совокупного объекта экономического анализа выступает вся хозяйственная деятельность. Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов и соответствующие методы, способы и приемы измерения, моделирование. Субъектами экономического анализа выступают пользователи экономической информации предприятия:
· непосредственно заинтересованные в его деятельности - собственники и менеджеры;
· опосредованно заинтересованные в его деятельности - государство (налоговые органы и др.), кредиторы, инвесторы, работники предприятия, деловые партнеры.
Принципы экономического анализа:
- научность
- комплексность
- системность
- объективность
- действенность
- регулярность
- оперативность
- массовость
- государственный подход
- эффективность.
3. Основные задачи анализа хозяйственной деятельности:
1. Формирование информационной базы для проведения анализа.
2. Выявление закономерностей и тенденций развития экономических явлений и процессов.
3. Научное обоснование текущих и перспективных планов и установление закономерностей экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
4. Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений.
5 . Установление основных факторов и причин достигнутого состояния (изменения) объекта, учет их влияния в пространственно-временном разрезе.
6. Выявление резервов повышения эффективности производства.
7. Контроль за использованием производственных ресурсов, состояния техники, технологии, организации производства, труда и управления с точки зрения их влияния на общую эффективность и качество работы.
8. Прогноз основных тенденций.
9. Подготовка, обоснование и выбор оптимальных вариантов управленческих решений из множества альтернативных вариантов.
10. Разработка мероприятий по улучшению использования ресурсов и ликвидации негативных явлений.
Место экономического анализа в системе других наук.
Прежде всего, экономический анализ связан с экономической теорией; на основе аналитических исследований он накапливает сведения о проявлении тех или иных экономических законов.
Очевидна связь экономического анализа с отраслевыми экономиками. Глубокое исследование хозяйственной деятельности объекта невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации деятельности предприятия. Обратная связь проявляется в воздействии результатов экономического анализа на совершенствование всех сторон функционирования предприятия.
Экономический анализ связан с планированием и управлением производством. Наряду с планированием экономический анализ является одной из важнейших функций управления деятельностью предприятия. Аналитик широко использует в своей работе плановые материалы. Одновременно с этим в результате анализа создается информационная база для разработки планов и выбора целесообразных управленческих решений.
Данные бухгалтерского учета являются одним из основных источников информации для проведения экономического анализа.
Принципы и методы современного маркетинга как системы управления производством и реализацией товаров, ориентированных на рынок, полностью соответствуют содержанию и задачам экономического анализа. Маркетинг использует экономический анализ для:
- стратегического контроля (периодическая оценка всей деятельности с целью определения соответствия избранной стратегии реальным процессам, происходящим на рынке)
- ежегодного контроля (оценка достижений намеченных целей: объема продаж, издержек производства и др.)
- контроля прибыльности (соотношение затрат и полученных результатов, подведение итогов всей деятельности)
- оценки качества и функциональных характеристик изделий, анализа фаз жизненного цикла
- анализа организационной структуры предприятия, ее соответствия тактическим и стратегическим целям
- для совершенствования анализа издержек производства, цен и прибыли
- анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятий-конкурентов
- предъявления особых требований к источникам информации: собственной отчетности и информации, поступающей из внешних источников.
Экономический анализ использует инструментарий таких наук, как математика, статистика и экономико-математическое моделирование, для обработки полученной информации.
Экономический анализ является источником информации для таких наук, как менеджмент, бизнес-планирование, аудит.
5. Роль экономического анализав управлении финансово-хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики неуклонно возрастает. Это обусловлено необходимостью повышения эффективности хозяйственной деятельности, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения высокого уровня рентабельности бизнеса, конкурентоспособности организации, стабильного экономического роста и стратегической устойчивости.
Анализ связывает два важных звена между собой - это учет и принятие управленческих решений. Экономический анализ предшествует принятию управленческих решений, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.