То есть все то, что объективно мало от них зависит.

Институт парламентаризма и предпринимательства

МАРКОВ Андрей Викторович

Первый проректор, доктор экономических наук, профессор,

Лауреат премии Национальной академии Беларуси

Презентация к учебной дисциплине

«СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема 1.

Предмет, содержание и задачи дисциплины «Стимулирование

инновационной деятельности».

То есть все то, что объективно мало от них зависит. - student2.ru

ТЕМЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «Стимулирование инновационной деятельности»
2. Мотивация как функция стратегического управления. Стимулирование инновационной деятельности на предприятии.
3. Институциональные условия инновационного развития.
4. Стимулирование научно-инновационной деятельности.
5. Стимулирование инновационной деятельности производственных предприятий.
6. Формирование рынка научно-технической продукции.

Изучение дисциплины «Стимулирование инновационной деятельности» играет весьма важную роль в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля.

В 2004г., на этапе перехода национальной экономики к системной модернизации, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отмечал, что только инновационная ориентация, инновационная деятельность может стать тем "локомотивом", который выведет ее на новые рубежи[1], что инновационному императиву развития должны быть подчинены и политика реформ и преобразований, и тактика конкретных действий во всех проявлениях жизни общества и государства[2].

Поэтому задачи стимулирования инновационной деятельности как на микро, так и на макроуровне в условиях современной экономики становятся все боле актуальны.Иглавнаяроль в их реализации должна принадлежать именно специалистам экономико-управленческого профиля как носителям специфических профессиональных знаний.

Тема 2.

Мотивация как функция

Стратегического управления. Стимулирование

Инновационной деятельности

На предприятии.

МОТИВАЦИЯ

Мотивация, как отмечалось ранее, наравне с функциями организации и планирования, является базовой составляющей стратегического управления. Под мотивацией понимают стимулирование участников производственного процесса к достижению стратегических целей организации или правительства по развитию экономики.

Мотивации персонала организации лежит в области психологии личности и охватывает все стороны деятельности предприятия. Она основывается на поведенческих моделях работников, базирующихся на их:

· потребностях (в обеспечении уровня и качества жизни, адекватной компенсации произведенных затрат, безопасности жизнедеятельности, причастности к общему делу, коллективном взаимодействии, признании заслуг, успешной карьере, творчестве, самовыражении и др.);

· ожиданиях (значимых результатов труда и их соответствующего вознаграждения);

· восприятии справедливости в оценке своего труда.

В вопросе стимулирования инновационной деятельности предприятия эти модели будут иметь следующее специфические черты:

а) В области обеспечения потребностей:

· материальное и моральное стимулирование рационализации и изобретательства;

· долевое участие разработчиков в реализации инновационных проектов.

б) В области ожиданий:

· создание предпосылок для роста творческого потенциала работников;

· поощрение стремлений сотрудников к повышению образовательного уровня.

в) В области восприятия справедливости:

· создание в организации благоприятного инновационного микроклимата;

· введение для работников транспарентной системы бонусов (карьерный рост, повышение заработной платы, премирование, социальные пакеты и др.) за новаторство.

Таким образомкреативный потенциал сотрудников является главным фактором повышения инновационной активности предприятий.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Успех использования инноваций на 85-90% зависит от уровня инновационной подготовки персонала. При этом особая роль здесь принадлежит управленческим кадрам. В результате не просто хорошая квалификационная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников являются сегодня определяющими условиями инновационной ориентации предприятия (и, как следствие, его конкурентоспособности), а уровень проявления их творческой, созидательной деятельности.

Однако руководители часто не представляют значимость тех или иных факторов для интенсификации инновационных процессов на производстве.

Их ответ на вопрос - какие причиныв наибольшей мере препятствуют инновациям?:

· недостаток оборотных средств;

· слабая финансовая поддержка со стороны государства;

· низкий спрос на новые продукты и высокая стоимость нововведений.

То есть все то, что объективно мало от них зависит.

К наименее значимым они относят:

· низкий инновационный потенциал собственных предприятий,

· невосприимчивость к новшествам,

· недостаток квалифицированного персонала,

То есть то, что от них напрямую зависит и являетсяодной из основных задач стратегического управления.

Этим объясняется то, что расходы на маркетинговые исследования и приобретение новых технологий в структуре затрат белорусских предприятий на технологические инновации составляют в сумме менее 1 %, что делает их невосприимчивыми к сигналам рынка,

Путей решения задачи – два:

· повышение профильной квалификации работников;

· целевая ориентация образовательного процесса на потребности реального сектора экономики.

В первом случае организация должна проводить обучение своего персонала, включая высшее руководство, по специальным бизнес-образовательным программам:

· в высших школах бизнеса по программам МВА (для специалистов в сфере управления)

· в высших школах бизнеса по программам Executive МВА (для топ-менеджеров с большим стажем управления),

· полностью – в магистратуре по специальности «Инновационный мененджмент».

Во втором –интегрироваться в «бизнес-образовательные» кластеры, что позволит им формировать «под себя» учебный процесс. Это предполагает:

· внедрение требований рынка труда в систему образования – участие бизнес-организаций в разработке учебных планов и образовательных программ, определении их будущей успешности;

· участие учреждений образования в подготовке и реализации инновационных проектов предприятий, решении их управленческих и производственных задач;

· подготовку и переподготовку кадров;

· расширение возможностей для селекции выпускников учреждений образования.

Тема 3.

Наши рекомендации