То есть все то, что объективно мало от них зависит.
Институт парламентаризма и предпринимательства
МАРКОВ Андрей Викторович
Первый проректор, доктор экономических наук, профессор,
Лауреат премии Национальной академии Беларуси
Презентация к учебной дисциплине
«СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема 1.
Предмет, содержание и задачи дисциплины «Стимулирование
инновационной деятельности».
ТЕМЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
1. | Предмет, содержание и задачи дисциплины «Стимулирование инновационной деятельности» |
2. | Мотивация как функция стратегического управления. Стимулирование инновационной деятельности на предприятии. |
3. | Институциональные условия инновационного развития. |
4. | Стимулирование научно-инновационной деятельности. |
5. | Стимулирование инновационной деятельности производственных предприятий. |
6. | Формирование рынка научно-технической продукции. |
Изучение дисциплины «Стимулирование инновационной деятельности» играет весьма важную роль в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля.
В 2004г., на этапе перехода национальной экономики к системной модернизации, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отмечал, что только инновационная ориентация, инновационная деятельность может стать тем "локомотивом", который выведет ее на новые рубежи[1], что инновационному императиву развития должны быть подчинены и политика реформ и преобразований, и тактика конкретных действий во всех проявлениях жизни общества и государства[2].
Поэтому задачи стимулирования инновационной деятельности как на микро, так и на макроуровне в условиях современной экономики становятся все боле актуальны.Иглавнаяроль в их реализации должна принадлежать именно специалистам экономико-управленческого профиля как носителям специфических профессиональных знаний.
Тема 2.
Мотивация как функция
Стратегического управления. Стимулирование
Инновационной деятельности
На предприятии.
МОТИВАЦИЯ
Мотивация, как отмечалось ранее, наравне с функциями организации и планирования, является базовой составляющей стратегического управления. Под мотивацией понимают стимулирование участников производственного процесса к достижению стратегических целей организации или правительства по развитию экономики.
Мотивации персонала организации лежит в области психологии личности и охватывает все стороны деятельности предприятия. Она основывается на поведенческих моделях работников, базирующихся на их:
· потребностях (в обеспечении уровня и качества жизни, адекватной компенсации произведенных затрат, безопасности жизнедеятельности, причастности к общему делу, коллективном взаимодействии, признании заслуг, успешной карьере, творчестве, самовыражении и др.);
· ожиданиях (значимых результатов труда и их соответствующего вознаграждения);
· восприятии справедливости в оценке своего труда.
В вопросе стимулирования инновационной деятельности предприятия эти модели будут иметь следующее специфические черты:
а) В области обеспечения потребностей:
· материальное и моральное стимулирование рационализации и изобретательства;
· долевое участие разработчиков в реализации инновационных проектов.
б) В области ожиданий:
· создание предпосылок для роста творческого потенциала работников;
· поощрение стремлений сотрудников к повышению образовательного уровня.
в) В области восприятия справедливости:
· создание в организации благоприятного инновационного микроклимата;
· введение для работников транспарентной системы бонусов (карьерный рост, повышение заработной платы, премирование, социальные пакеты и др.) за новаторство.
Таким образомкреативный потенциал сотрудников является главным фактором повышения инновационной активности предприятий.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Успех использования инноваций на 85-90% зависит от уровня инновационной подготовки персонала. При этом особая роль здесь принадлежит управленческим кадрам. В результате не просто хорошая квалификационная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников являются сегодня определяющими условиями инновационной ориентации предприятия (и, как следствие, его конкурентоспособности), а уровень проявления их творческой, созидательной деятельности.
Однако руководители часто не представляют значимость тех или иных факторов для интенсификации инновационных процессов на производстве.
Их ответ на вопрос - какие причиныв наибольшей мере препятствуют инновациям?:
· недостаток оборотных средств;
· слабая финансовая поддержка со стороны государства;
· низкий спрос на новые продукты и высокая стоимость нововведений.
То есть все то, что объективно мало от них зависит.
К наименее значимым они относят:
· низкий инновационный потенциал собственных предприятий,
· невосприимчивость к новшествам,
· недостаток квалифицированного персонала,
То есть то, что от них напрямую зависит и являетсяодной из основных задач стратегического управления.
Этим объясняется то, что расходы на маркетинговые исследования и приобретение новых технологий в структуре затрат белорусских предприятий на технологические инновации составляют в сумме менее 1 %, что делает их невосприимчивыми к сигналам рынка,
Путей решения задачи – два:
· повышение профильной квалификации работников;
· целевая ориентация образовательного процесса на потребности реального сектора экономики.
В первом случае организация должна проводить обучение своего персонала, включая высшее руководство, по специальным бизнес-образовательным программам:
· в высших школах бизнеса по программам МВА (для специалистов в сфере управления)
· в высших школах бизнеса по программам Executive МВА (для топ-менеджеров с большим стажем управления),
· полностью – в магистратуре по специальности «Инновационный мененджмент».
Во втором –интегрироваться в «бизнес-образовательные» кластеры, что позволит им формировать «под себя» учебный процесс. Это предполагает:
· внедрение требований рынка труда в систему образования – участие бизнес-организаций в разработке учебных планов и образовательных программ, определении их будущей успешности;
· участие учреждений образования в подготовке и реализации инновационных проектов предприятий, решении их управленческих и производственных задач;
· подготовку и переподготовку кадров;
· расширение возможностей для селекции выпускников учреждений образования.
Тема 3.