Естественным уровнем безработицы –это уровень безработицы при условии полной занятости, он равняется сумме фрикционной и структурной безработицы
«Жесткость» зарплаты - ее неспособность к гибким изменениям. Жесткость зарплаты обусловлена установлением минимальной зарплаты, фиксацией ее в коллективном договоре и т.д.
Закон Оукена показывает что, если циклическая безработица составляет 1%, то фактический ВВП отстает от потенциального на 2,5%
Инфляцияозначает рост общего уровня цен (или, другими словами – это падение покупательной способности денег, повышение денежной стоимости жизни).
Темп инфляции показывает, как изменилась сама инфляция за определенный период (замедлилась или ускорилась).
Умеренная (ползучая) инфляция -годовой прирост не превышает 10%.
Галопирующая инфляция–измеряется десятками и сотнями процентов. Деньги теряют свою стоимость, финансовые рынки сокращаются, население покупает недвижимость и никогда не дает в займы с низким процентом.
Гиперинфляция – цены растут на тысячи, миллионы, миллиарды процентов за год. Деньги теряют свою роль в экономике, происходит натурализация хозяйственных связей, развивается бартер, нарушается финансово-кредитный механизм, начинаются стихийные процессы в экономике.
Дефляция –экономический процесс, когда уровень цен падает, покупательная способность денег растет.
Инфляция спроса возникает, тогда когда совокупный спрос растет быстрее, чем производственный потенциал экономики, а поэтому цены растут, пытаясь уравновесить спрос и предложение.
Инфляция предложениявызвана сокращением выпуска продукции вследствие роста цен на сырье, материалы, повышением зарплаты и т.д. на фоне снижения занятости и роста безработицы.
Стагфляции – ситуации в экономике, когда одновременно происходит повышение уровня инфляции и спад производства.
Потребительские затраты (С)– это суммарные денежные расходы, которые население (домохозяйства) тратит на покупку товаров и услуг. Оно составляет 2/3 произведенной продукции, остальная часть (1/3) – I+G.
Склонность к потреблению и склонность к сбережению - зависимость потребления и сбережения от дохода.
Предельная склонность к потреблению (MPC - Marginalpropensity to consume) – это величина, показывающая, на сколько изменится объем потребления при изменении используемого дохода на одну единицу.
Предельная склонность к сбережению (МРS -Marginalpropensity to save) – величина дополнительного сбережения, возникающего с дополнительной гривны используемого дохода.
Средней склонности к потреблению (APC –Averagepropensity to consume)–это отношение объема потребления к величине используемого дохода:
Средняя склонность к сбережению (АРS-Average propensity to save) –часть используемого дохода, которую домохозяйства сберегают.
«Кейнсианский крест» - модель макроэкономического равновесия. Совокупный спрос(AD) в модели представлен плановыми затратами - суммой, которую домохозяйства, предприниматели и государство намерены потратить на покупку товаров и услуг (Е): Е=С+I+G. Совокупное предложение (АS) – это фактические затраты, или реальный ВВП. Точка равновесия показывает, что совокупное количество произведенных товаров и услуг равняется совокупному количеству закупленных товаров и услуг (домохозяйствами, предпринимателями и государством).
Рецессионный разрыв –величина, на которую должен увеличится совокупный спрос (совокупные затраты) для того, что бы увеличить равновесный уровень ВВПдо уровня полной занятости.
Инфляционный разрыв –величина, на которую должен сократится совокупный спрос (совокупные затраты) для того, что бы уменьшить равновесный объем ВВП до уровня полной занятости.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства – совокупность мероприятий правительства, предпринимаемых для обеспечения полной занятости и производства потенциального ВВП путем изменения государственных расходов, системы налогообложения и подходов к формированию государственного бюджета.
Уровень налогообложения (налоговое бремя) в экономике измеряется отношением общей суммы фискальных взиманий к общей сумме доходов сектора домохозяйства и предприниматели.
Кривая Лаффераотображает зависимость между объемом налоговых поступлений и уровнем налогообложения. Повышение ставки налога от нуля до определенного уровня х сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет. Дальнейшее увеличение налоговой ставки (от х до 100%)приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет.
Стимулирующая фискальная (бюджетно-налоговая) политика-фискальная политика, направленная на увеличение государственных расходов и сокращение налогов с целью расширения совокупного спроса в экономике в периоды циклического спада.
Сдерживающая фискальная политика -фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики в условиях инфляционного излишнего совокупного спроса, который возникает вследствие циклического подъема.
Дискреционная политика – сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Она осуществляется с помощью прямых инструментов: изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей, а также косвенных методов: изменение в налогообложении.
Автоматическая дискреционная политикаобуславливается действием автоматических («встроенных») стабилизаторов, которые действуют мгновенно (т.е. нет внутреннего лага).
Автоматический («встроенный») стабилизатор – механизм, который позволяет снизить циклические колебания в экономике без проведения специальной экономической политики. К ним относят: изменение налоговых поступлений; системы пособий по безработице, социальные выплаты.
Государственный бюджет- это план доходов и расходов государства на год. Главная статья доходов – это налоговые поступления от домохозяйств и предпринимателей. Главные статьи расходов – это социальная защита населения (трансферты), финансирование национальной экономики (субсидии предпринимателям), обслуживание государственного долга.
Бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над доходами.
Бюджетный профицит – превышение государственных доходов над расходами.
Государственный долг - это общая величина накопленной задолженности правительства собственникам ценных бумаг, которая равна сумме прошлых бюджетных дефицитов за минусов бюджетных излишков.
Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга.
Внутренний государственный долг – задолженность государства домохозяйствам и предпринимателям данной страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными правительством.
Внешний государственный долг - задолженность государства иностранным гражданам и предпринимателям, правительствам и международным финансовым организациям.
Выкуп долга – метод сокращения государственного внешнего долга, предусматривающий предоставление стране-должнику возможности выкупить долговые обязательства за денежные средства со скидкой к их номинальной цене.
Капитализация долга – метод сокращения государственного внешнего долга, предусматривающий обмен собственного долга на собственность со скидкой. Капитализация долга предусматривает предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции промышленных, торговых предприятий со скидкой.
Конверсия «долг-долг» - метод сокращения государственного внешнего долга, предусматривающий замену существующих долговых обязательств новыми долговыми обязательствами. В данном случае изменяются условия долговых обязательств: процент по новым ценным бумагам может быть ниже, при сохранении номинальной стоимости ценных бумаг, может изменится валюта долга.
Деньгаминазывают общепринятое средство платежа, которое без каких-либо ограничений принимается в обмен на товары и услуги, а также при уплате долговых обязательств.
Символические или декретные деньги (наличные) – представляют собой определенные формы долговых обязательств государства и не имеет собственной неотъемлемой ценности.
Покупательная способность денег– количество товаров и услуг, которые можно приобрести за денежную единицу.
Кредитные или депозитные деньги (безналичные) – представляют собой долговые обязательства коммерческих банков.
Депозиты – это денежные средства, вложенные в коммерческие банки в наличной или безналичной форме для хранения на определенных банком условиях.
Ликвидность активов – способность финансового актива (наличность, вклады в банке, государственные облигации и др.) быть средством платежа без потери его номинальной стоимости. Степень ликвидности определяется насколько быстро и с какими потерями, относительно их денежной оценки (номинальной стоимости), одни финансовые активы можно обменять на другие.
Предложение денегвключает в себя наличные и безналичные деньги. Где наличные деньги –это обязательства государства, а безналичные – обязательства коммерческих банков.
Фактические резервы коммерческого банка - сумма средств, внесенных как депозиты на банковские счета и не выданные как кредиты, то есть доступные для обеспечения требований вкладчиков в любое время.
Норма обязательного резервирования- законодательно установленный уровень резерва относительно обязательств банка по вкладам.
Излишний резерв - величина, на которую фактические резервы превышают обязательные резервы коммерческого банка.
Спрос на деньги этоспрос на реальную денежную массу. Он состоит из спроса на деньги для операций (транзакционный спрос) и для накопления покупательной способности (спроса на деньги как на актив)
Спрос на деньги для операций - это спрос на деньги для обслуживания всех видов соглашений в экономике.
Спрос на деньги как актив– количество денег, которое экономические агенты стремятся хранить в форме сбережений.
Операции на открытом рынке (применяется чаще всего)заключаются в купле-продаже Национальным банком правительственных ценных бумаг (облигации государственного займа) на открытом рынке. Если национальный банк продает ценные бумаги, то у коммерческих банков, домохозяйств и предпринимателей сосредотачиваются ценные бумаги, а у Нацбанка – деньги. Это значит, что у коммерческих банков сократятся банковские резервы и это приведет к сокращению предложения денег, что приведет к росту процентной ставки и снижению инвестированию.
«Политика дорогих денег» направлена на ограничение предложения денег для снижения совокупных затрат и удержания инфляционного давления на экономику.
«Политика дешевых денег», то есть политика, направленная на увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов и занятости.
Изменение нормы обязательного резервированиязаключается в изменении возможности коммерческих банков к кредитованию. Увеличение нормы резервирования сокращает предложение денег, снижение – увеличивает.
Учетная ставка – это процент, под который национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Снижение учетной ставки приводит к росту резервов коммерческих банков, что расширяет предложение денег и снижает процентную ставку на рынке денег.